Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 56 ( кофун в пер. с яп. – «древний курган») прослеживалась с III в. до н.э. по VI в. н.э. В крупнейших кофун хоронили императоров и членов их семей (Симосамураидзука-кофун, Камисамураидзука-кофун). Самые величественные курганы находятся в префектуре Нара (см. Приложение 1). С начала XX века в Японии активно ведутся археологические раскопки кофун. Специалистами по курганному периоду являются: Томиоко Кэндзо, Суэнаго Масао, Кобаяси Юкио. В 60-е годы двадцатого столетия были опубликованы труды Суэнаго Масао: «Курганы Японии» (1961 г.), «Кофун» (1969 г.). В 1980-е – 2000-е гг. вышли исследования японского археолога Кондо Ясиро: «Эпоха дзэнпо коэнфун», «Происхождение дзэнпо коэфун», «Изучая дзэнпо коэфун». В XXI веке изучение кофун проводятся с помощью 3D технологий и других цифровых платформ [8]. Японские похороны проходят в течение двух дней: в первый день проходят поминки Otsuya ( お 通夜 , буквально «провести ночь»); второй день перед захоронением или кремацией – поминальная церемония kokubetsushiki ( 告 別 式 ) – дань уважения памяти умершего и соболезнования членам семьи. Во время праздника О-бон родственники посещают место поминания усопшего, где возносят молитву, поливают место упокоения водой, кладут цветы и зажигают ароматические свечи. Общественные кладбища в Японии – это живописные и ухоженные парки. В связи с географическим положением японские острова не обладают большими территориями, поэтому наиболее распространённым видом погребения усопшего является кремация. Урны с прахом помещаются в однотипные наземные сооружения из камня. Семейный мемориал – молитвенный алтарь, в котором предусмотрено место для цветов и ароматических свечей. В современной Японии особенно распространены вертикальные колумбарии (г. Токио, Ruri-koin). «Онлайн-технологии позволяют огромному количеству данных пережить своих реальных (живых) носителей в интернете, что приводит к появлению новых форм присутствия после смерти … Это приводит к коммерциализации цифрового послесмертия и возникновению «индустрии загробной жизни…» [9, с. 149]. «Современное постиндустриальное общество приобретает черты цифрового общества, в котором главными ценностями становятся ценности информации и знания» [10], что приводит к новационным процессам не только в сфере жизни, но и смерти, в частности модернизации похоронного ритуала. Современные технологии XXI века предлагают стартапы, позволяющие человеку запланировать уход из жизни, чат-боты на основе данных умерших людей и цифровые кладбища. Танатосенсетивный дизайн позволяет создать цифровые кладбища как виртуального, так и реального масштаба. В Японии были разработаны: социальный робот Pepper для обслуживания похорон, интерактивные надгробные памятники, QR-мемориалы, цифровые надгробия [11]. Японская культура – это уникальное сочетание традиций и инноваций, что подтверждается следующим фактом: в 1615 году в Токио был построен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=