Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 54 - японская идентичность в истории (мифологические летописи «Кодзики» и «Нихон сёки [13, 14]): взаимосвязь между божествами, которые рождаются и умирают, и людьми, которые тоже рождаются и умирают, таким образом, миф, вошёл в историческую фазу и боле не прерывался. В представлении японца – смерть человека – это его уход в горы, что позднее трансформировалось в концепцию подземного мира и посмертной страны Такоё . Согласно синтоизму, умершие люди превращается в духов или злых демонов, буддизм провозглашал последующую жизнь в новом теле. Исходя из религиозных представлений, японский менталитет сформировал философскую концепцию отношения к жизни и смерти: человек, умирая и становясь духом, на протяжении определенного времени не может покинуть место смерти и превращается в приведение – это связано с негативным отношением к родственникам, друзьям или врагам. Существует национальный японский праздник – торжество О-бон , во время которого люди призывают духи умерших предков посетить свои дома. Для того чтобы дух нашел дорогу, в жилище устанавливают буддистский алтарь (буцудан), зажигают свечи, читают молитвы и жгут специальные благовония. Японская эстетика смерти заключается в красоте мгновения – увядания – умирания. В связи с этим цветущая сакура изящна в своем цветении, но более прекрасна в увядании – концепция « аваре » (в пер. с яп. – печаль, сострадание). Традиция похоронной культуры имеет многовековую историю. Фундаментальные вопросы предельного метафизического вопрошания о жизни, ее смысле, смерти и бессмертии являются вечными. Сменяющиеся поколения и культурные эпохи по-своему пытаются дать ответ на эти вопросы. Так древнегреческие философы высказали следующие мысли: Фалес Милетский «Между жизнью и смертью нет разницы. Почему же ты не умрешь? – Именно поэтому»; Гераклит: «Жизнь и смерть существуют и тогда, когда мы живем, и тогда, когда мы умерли, ибо, когда мы живем, мертвы наши души и схоронены в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души». Преодоление страха смерти и готовнсть ее с радостью встретить – один из постулатов кодекса чести самурая «Бусидо», был сформулирован еще античным философом Сократом: завершив свою речь в суде, он высказал следующую мысль: «А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло», тем самым доказав, что смерть есть благо или сладкий вечный сон: «Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким образом выходит, что вся жизнь не лучше одной ночи» [17]. Преодолев пессимистическое отношение к смерти, Сократ утверждает, что смерть не лишенность жизни, а напротив благо и жизнь. В сочинениях ученика Сократа, философа Платона, (сократический диалог «Федон», 360-е гг. до н.э.) тело предстает тюрьмой души и смерть является освобождением, что созвучно с японской идеологической доктриной о том, что смерть необходимо встречать с улыбкой на лице, как акт освобождения духа. Созвучны с этой мыслью размышления мыслителя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=