Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 43 Keywords: antinomy, name, logos, word, reason, mind, Russian philosophy, eidos. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-42-51 Актуальность темы исследования во многом детерминирована ростом интереса к русскому философскому наследию начала XX столетия. Это был уникальный период, когда на фоне глобальных исторических катаклизмов и беспрецедентных революционных социальных преобразований, отечественные мыслители обратились к фундаментальным исследованиям глубинных категорий классической философии, к основам человеческого бытия, к постижению умозрительной метафизики. В эпоху господства в Советском Союзе атеистического мировоззрения и гонений на Русскую Православную Церковь, теоретические проблемы нематериалистической философии, а тем более богословия развивались очень слабо. Во многом была прервана и утрачена та традиция, которая уже сложилась в русской философии ко времени октябрьского переворота 1917 года. Вот почему в настоящее время возникла потребность актуализации фундаментальных исследований русских философов и богословов начала ХХ века, актуализации в первую очередь богатого категориального аппарата, тщательно и глубоко разработанного ими. Несомненно, автором, который продолжил традиции философских рассуждений на русском языке, заложенные еще П. А. Чаадаевым, К. Н. Леонтьевым, В. С. Соловьевым, а также внесшим наибольший вклад в разработку и формирование общефилософских категорий в русской философии, был выдающийся мыслитель прошлого столетия Алексей Федорович Лосев (1893-1988). Известно также, что он принял тайный монашеский постриг в Русской Православной Церкви с именем Андроник. Особое внимание в его как философских, так и богословских трудах было уделено проблемам диалектики. Подчеркнем, что именно диалектическое мышление (опирающееся на философию Платона) всегда отличало православных мыслителей от католических (опирающихся на статичную формальную логику Аристотеля). В этой связи обратимся к одному из ранних и вместе с тем наиболее известных трудов А. Ф. Лосева – «Философия имени», написанному в 1923 г. Предварительно необходимо отметить, что предисловие к своей работе «Философия имени» Лосев начинает с определения гносеологического смысла категории «диалектика», которая, по существу, является исходной и основной категорией его философской системы. Он полагает, что диалектика служит для того, чтобы « одну категорию объяснить другой категорией так, чтобы видно было как одна категория порождает другую и все вместе – друг друга, не натуралистически, конечно, порождает, но эйдетически, категориально, оставаясь в сфере смысла же» [5, с. 616]. Необходимо учитывать, что, по мнению Лосева, без всестороннего анализа таких категорий как «логос» и «эйдос» невозможно понять диалектический метод познания как таковой. «Понятие эйдоса и логоса, – подчеркивает русский мыслитель, – фундаментальные понятия диалектики. И

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=