Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 35 одежды синкретичностью первобытного «дикаря» и слабостью его духовных сил перед природной стихией. Данную функцию частично призван был выполнять тотем, выполняющий компенсаторскую функцию (тотем как племенной и личностный идентификатор), что отражалось на внешнем виде и смысловой символике древней одежды, включая материалы. Тем самым одежда выступала важным различителем межплеменных кланов, а ее атрибутика, имевшая также семантическую компоненту, использовался и в межплеменных конфликтах, что подтверждается исследованиями китайских антропологов и этнологов, данными современного восткоковедения. Третья – символическая теория, согласно которой одежда как таковая, древние материалы, дизайнерские, эстетические характеристики, является атрибутом определенного статуса индивидуума, призвана подчеркнуть социальные отличия (как правило, преимущества перед другим членами социума). То есть, в этой теории генезис древней культуры одежды и ее функциональности связан с фактором социальности человека в коллективе. Четвертая – теория стыда, выводящая генезис культуры одежды на психологическом факторе, так называемой «мотивации стыда», взаимоотношени полов. Пятая – эстетическая теория (или теория украшения), наиболее универсальная, объясняет генезис древней одежды фактором эстетических потребностей и развитием художественного мышления человека. Она подчеркивает эстетику (стремление к украшательству, искусству украшения) с эстетической красотой естественной природы. Анализируя данные теории и синтезируя дополнительные источники, их объясняющие, мы считаем, что в философском плане генезис культуры одежды и феномена моды отражает диалектику превращения «инстинктивных людей» в «людей сознательных» в процессе эволюции человечества и роста его потребностей, как утилитарно-практических, так и духовно-эстетических. То есть, феномен одежды – это синтетическое явление, атрибут и материальной, и духовной культуры как целостной системы. То есть, древнейшие материалы одежды «на заре» китайской культуры представляли собой необработанные природные формы, которые совершенствовались по мере роста потребностей человека: от сугубо физиологических, утилитарных, связанных в первую очередь, с задачами выживания в естественной природной среде и климате, до эстетических, связанных с чувством красоты, развитием ранних художественных форм и практик. Таково вполне разумное (в ряду прочих) объяснение генезиса китайской культуры костюма и моды, представленное в рамках естественной теории происхождения одежды (утилитарная/защитная и эстетическая функция). Вторая часть исследования связана с проблемными зонами на современном этапе эволюции культуры одежды в «Новом Китае». Феномен китайская культуры одежды в ракурсе культурной интеграции По мере углубления в рассматриваемый вопрос становится очевидным, что усиливающаяся динамика темпов межкультурной интеграции оказывает зачительное влияние на сохранение традиционой специфики китайской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=