Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 34 глубокого понимания китайской мысли о традиции. Как идее внутренней преемственности внешне разрозненных явлений, позволяет выявить фундаментальные мировоззренческие предпосылки предыдущих исторических эпох и их проявления в сущностных особенностях современной культуры, проследить взаимодействие традиционного и инновационного» [1; 4; 5; 6]. Для более глубокого и целостного рассмотрения вопроса эволюции материалов одежды в ранних культурных практиках человечества, понимания становления, развития и трансформации древней китайской костюмной культуры, мы обращаемся к историческим документам. В частности, к сведениям, почерпнутым специалистами при анализе ранних культурных объектов на территории Китая. В этой связи уместна отсылка к таким памятникам как: горная пещера Лонгушань, культура Хэмуду, культура Хуншань и культура Луншань. Философско-культурологическая реконструкция этих исторических объектов, наглядных свидетельств древней китайской цивилизации, позволит нам дать адекватную интерпретацию и представить собственную рефлексию относительно эволюции материалов одежды в ранних культурных практиках человечества, а шире – древней комстюмной культуры и моды [2; 3; 15]. О том, что китайская история предстает пространственно-временной эволюционный процесс, раскрывающий тайны и ресурсы природы, повествуют древние рукописные и др. источники, сохранившиеся до сегодняшнего времени. В их числе Би-гексаграмма «Книги Перемен», которая сообщает о том, что «... гибкая природа отражает пересечение «инь» и «янь» как единство противоположностей, естественный закон развития цивилизации» [11; 12]. При этом современный процесс взаимодействия культур Востока и Запада характеризуется двояко. С одной стороны, отмечается схожесть многих культурных форм древних цивилизаций, часть которых, подчеркнем, стремится к сохранению своих традиционных устоев, национально-культурных особенностей, в том числе в сфере культуры одежды и моды. А с другой стороны, в поликультурном мире на общем фоне тенденций к унификации, популяризации «европейских стандартов», «отдельно взятой культуре» все сложнее сохранять традиционные основы, национальную специфику, этнические особенности. Излишне говорить, что в эту орбиту так или иначе, в разной мере попадает область духовного производства, сфера повседневности, связанная с ментальными основаниями и эстетическими предпочтениями. На сегодняшний день сложился ряд теорий и концептуализаций относительно происхождения китайской одежды, в ряду которых мы вычленили наиболее устоявшиеся: первая теория – климатической адаптации, сопряженная с теорией защиты человеческого тела, в рамках которой прослеживается тесная взаимосвязь между генезисом древней культуры одежды в ранних практиках и жизненно-необходимыми потребностями человека с целью приспособления и адаптации к естественной среде, повышение шансов выживания в дикой природе. В этой связи одежда как таковая, динамика развития ее отдельных элементов является закономерным объективным процессом совемшенствования культурных форм жизни. Вторая – теория амулета и тотема, объясняющая происхождение и эволюцию древней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=