Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 25 переосмысление, реинтерпретация привычных, признанных традиций. Кроме того, по словам А. С. Калашниковой, «архитектура отображает окружающую среду, проектно воссоздавая ее, а философия также описывает человека, его мировосприятие, изучает законы развития общества и т.д. Следовательно, можно сделать вывод, что архитектура есть философия города, философия жизни людей» [7]. Противоречие между хаотичностью и гармонией в театральной архитектуре помогает сформулировать ее основную этическую дилемму. С одной стороны, театральная архитектура должна транслировать космический порядок, чтобы обеспечить главную цель театральной игры – совершенствование склада души. С другой стороны, театральная архитектура не должна подчиняться правилам, а должна отражать реалии жизни, также, как и актерская игра. Если принять утверждение, что этика архитектора находится на границе таких видов этики как этика искусства, этика бизнеса, и этика инженера, то, можно утверждать, что в основании профессиональной этики в театральной архитектуре лежат архитектурные принципы Витрувия – прочность, красота, польза [16]. Принцип прочности обеспечивается этикой инженера, принцип пользы – этикой бизнеса, принцип красоты – этикой искусства [16]. Дилемма театральной архитектуры подразумевает, что противоречие касается принципа красоты, поэтому данная дилемма лежит в области этики искусства. Выводы. Можно вывести следующие проблемы этики искусства в контексте театральной архитектуры: - проблема определения смыслов театрального действа в архитектуре театрального здания. Должна ли архитектура быть привязана к стилю игры, театральной школе, транслируя их этические смыслы через архитектуру? - должна ли современная театральная архитектура способствовать особому умонастроению зрителей и артистов, приводя их к катарсису, и, в конечном итоге, влияя на усовершенствование склада души? Содержание профессиональной этики в контексте театральной архитектуры определяется ответами на эти вопросы, которые не могут быть универсальными, так как каждый театр транслирует разные смыслы. Однако они помогут найти направление по выбору критериев разрешения обозначенных проблем, которые должны решать ситуативно, с учетом специфики театрального здания. Театральная архитектура, как особый тип архитектурного искусства, транслирует «онтологическую модель» театра, как микровселенной, способствующей воплощению идей мемесиса и катарсиса, лежащих в основании античного театра. Эти идеи определяют специфику профессиональной этики архитектора в аспекте театральной архитектуры. Театральная архитектура может претерпеть существенные изменения, в связи переходом к цифровому обществу, что поставит перед ней, среди прочих, задачи, связанные с проблемами цифровой этики: «В будущем представляется несколько путей развития сценографии: или спектакль будет полностью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=