Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 24 образом, античная театральная архитектура призвана обеспечить условия для совершенствования склада души. В статье «Этические элементы в системе К. С. Станиславского и современная этика актера» описана связь древнегреческих философских представлений о театре и этических аспектов системы К. С. Станиславского. Так, в статье утверждается, что «аристотелевский взгляд на технику игры актера, заключающуюся в припоминании опыта с целью воспроизведения событий и обретения катарсиса согласуется с такими аспектами системы Станиславского, как принцип использования аффективной памяти в творчестве актера, принцип связи творчества и бессознательного» [8, с. 23]. Поэтому можно предположить, что и стиль актерской игры, школы актерской игры, так или иначе, выражаются в театральной архитектуре. Архитектура театрального здания, таким образом, символически выражает главный смысл театрального действа (катарсис), и лежащий в основании актерской игры мемесис. Это составляет философскую основу архитектурного пространства античного театра, принципы построения которого оказали существенное влияние на театральную архитектуру последующих эпох. Философские основания этики архитектора в театральной архитектуре. Особенности театральной архитектуры разных эпох и стилей влияют на этическое содержание театральной архитектуры. Так, некоторые авторы отмечают, что «начиная с XVII века и по настоящее время, театральная архитектура и сценография претерпели существенные изменения, синтезируясь в конце XX – нач. XXI века со средовым дизайном» [9]. Современная архитектура часто определяется философией постмодернизма, что обусловлено реалиями жизни: «Дискретность социальной жизни, «децентрированность субъекта», разложение реальности на актуальную и виртуальную, свобода и спонтанность как характеристики эпохи постмодерна находят своё отражение и прочтение в архитектуре постмодерна… Совокупность принципов постмодернистской архитектуры отображает противоречивость эпохи постмодерна, детерминированную комплексом разновекторных и весьма динамичных социальных процессов, которые одновременно символизируют антиномичность современности, сочетание прогрессивных и регрессивных изменений в формате одного процесса или явления. Архитектурное мировоззрение отображает происходящие социальные изменения. Результатом этого процесса в XX веке стало формирование архитектурного неоавангардизма, включающего в себя три направления: постмодернизм, деконструктивизм и нелинейную архитектуру» [6]. Архитектура многих современных театров отличается эклектичностью стилей, транслирующей хаос, в противовес космосу античной театральной архитектуры, поскольку, по словам архитектора А. Раппопорта, хаотичность и несогласованность миров, составляющих современное бытие [11], естественным образом выражена в архитектуре. Это указывает и на современное разнообразие стилей актерской игры, неоднородность театральных школ, поскольку постмодернистская культура – это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=