Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 23 трактатах Витрувия. Так, Б. Ю. Анушин отмечает, что на представления о театральном пространстве у Витрувия повлияла натурфилософия, в частности пифагореизм [2]. Основная идея архитектуры античного театра – конструирование микромодели мира, полного упорядоченности и гармонии, в котором цифры и геометрические фигуры являются основой для построения пространства, что заставляет вспомнить натурфилософов, пытавшихся определить первовещество, как основу мироздания. Автор отмечает, что «Витрувий, следуя в своих теоретических построениях за древнегреческими натурфилософами и пифагорейцами, строит пространство театра как целостное мироздание. Представляет интерес тот факт, что живопись и скульптура, которым Витрувий посвящает седьмую книгу своего труда и которые призваны украшать архитектуру, входили составной частью в этику, являясь, таким образом, частью практической философии. В этой системе сама архитектура понималась как практика геометрии, а геометрия – как зримое проявление первооснов мира. Связь архэ с геометрическими фигурами являлась проявлением античного символизма, истоки которого лежали в пифагорействе, который повлиял на мировоззрение Витрувия, что в полной мере можно видеть в его архитектурных построениях. Влияние Пифагора и пифагорейцев сказывается в построениях театрального пространства, в использовании идеальных фигур круга, треугольника и квадрата, а также применении «золотого сечения». Космос античности выражен в геометрии плана театра: мы видим круг орхестры, вписанные в него» [1, с. 130]. Функции античного театра выходили за рамки культурных и социальных; театр – это место, где совершается мистерия. Театр выполнял функции храма – как места соединения божественного и человеческого: « Театральное пространство являлось топосом перехода дионисийских ритуалов из божественной сферы в сферу материальной жизни … Целостность бытия театра Витрувия выражена в некоем геометрическом построении, в пространстве которого скрыта сакральность и проявляется божественная эпифания» [1, с. 133] ( Курсив мой – С. К ). Вышесказанное раскрывает смысл аристотелевского понятия «мемесис», придавая ему ярко выраженный этический смысл: «искусство актера, по Аристотелю – особый вид познания. Главная цель театрального действа – катарсис актера и зрителя... Впоследствии Г. В. Ф. Гегель называл ценностным достоинством искусства «освобождение от уз чувственности», выделяя, таким образом, нравственную важность катарсиса, как результата актерского мастерства» [8, с. 23] . Античный театр, как эталон театральной архитектуры, транслирует мистические и этические смыслы искусства актера. Античная театральная архитектура направлена на создание микромодели идеального мироустройства, обеспечивающего связь с божественным, где зритель и актер являются участниками мистерии, главной нравственной целью которой является катарсис. Катарсис достигается с определенной целью, имеющей выраженную этическую природу – совершенствование склада души [8, с. 23]. Таким

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=