Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 22 его организации, выражающееся в использовании определенных методов, материалов, форм, интервалов, ритмов. Трансформация архитектурного мировоззрения лежит в основе движения архитектуры, которое представляется не простой сменой строительных стилей и инженерных конструкций, но «воплощением духа эпохи», ее культурной парадигмы, в чем и состоит опосредованное влияние философского мировоззрения на создание архитектурного пространства» [6]. В научной литературе существуют исследования влияния натурфилософии, и, в частности, пифагореизма, на архитектуру античного театра [1, 2]; влияние конфуцианства на театральную архитектуру Китая [14, 15]. Кроме того, отмечается влияние на современную театральную архитектуру этических представлений, обусловленных социально-культурными тенденциями последних десятилетий [9, 12]. Философия архитектуры традиционно связывается с онтологией, когда архитектурный объект, в его классическом, витрувианском понимании, представляет собой микромодель вселенной [1, 2]. Известный архитектор А. Раппопорт в своей статье «Архитектура и отнтология» отмечает зависимость архитектурного творчества от окружающего бытия. По словам автора, если представить, что бытие слагается из разных миров, то «…мы должны вслед за Риккертом и неокантианцами признать для начала, что этот мир распадается на ряд более или менее независимых, автономных миров, среди которых ранее всего распадаются и образуют оппозиции два: мир природы и мир культуры, мир физики и мир истории... Но, кроме того, можно говорить еще и о мире нормативном, противопоставленном миру естественному, мире иллюзорном (идеологическом), противопоставленном миру реальности и пр … Чем лучше организованы отношения этих миров, чем яснее они выражены и поняты – тем более "космичен" образ мира-в-целом . Напротив, чем больше различий, индивидуальных особенностей, частностей, несвязностей и некогерентностей (в том числе – диффициентностей), то есть принципиальных несовпадений в частных мирах, тем более мир-в-целом хаотичен. Мы живем сегодня в весьма хаотичном мире, и эта хаотичность достаточно хорошо естественно выражается нашей архитектурной средой, нашей архитектурой » [11] (Курсив мой – С. К) Философские основания театральной архитектуры. Пространство театральной архитектуры обладает собственными специфическими чертами, транслируя не только ценности эпохи, ее культурные парадигмы, но и философское мировоззрение театра, имеющее глубокие культурно-исторические корни, уходящие в Античность. Представления о философском предназначении театра, о глубинном смысле актерской игры, выражались в архитектуре театральных зданий Античности, описанной еще Витрувием. Философия театральной архитектуры имеет ряд существенных особенностей. Античные представления о классическом театре, как храме, где происходили мистерии, и было возможно достижение катарсиса, отражены в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=