Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 17 пространстве вербализации интересов, взаимодействия, коммуницирования и общественного договора множества субъектов. Исходная аналитическая задача видится в сепарировании смыслообразующих системных моделей образовательного процесса, имеющих признаки деструктивной интерференции. Основная синтетическая цель – выявление аттракторов цивилизационной модели образования, способной к росту синергетических эффектов, определяющих достижение конкурентных преимуществ российского общества через капитализацию человеческого потенциала. Главный этический смысл – преодоление морали либерального нарциссизма и имперсонализма социального конформизма этикой культуры. Основы такой этики заложил еще В. Гумбольдт. Он понимал культуру двояким способом. С одной стороны, культура объективна, она объединяет результаты человеческой деятельности, с другой, – саму эту деятельность, деятельностное отношение человека к миру. Это деятельность рассматривается не только как профессия или проявление свободы, но как реализации смысла человеческой жизни. Другая важнейшая задача этики культуры – поиск компромисса между общественными потребностями и индивидуальными интересами. Кто-то выбирает либеральную этику максимизации прибыли, а кто-то – социальную этику служения обществу. Как совместить эти, на первый взгляд, противоположные установки, чтобы общество сохраняло стабильность? Сегодня общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет собственную логику. В самом простом примере, если человек видит в образовании только средство реализации своего частного интереса, то он имеет на это полное право. Но это не означает, что он автоматически получает диплом, дающий возможность занять социально-значимую позицию в обществе. Возобновляется проблема, поставленная еще Платоном в «Государстве»: управлять обществом могут только те люди (Платон называет их философами), которые понимают, что является общим интересом, и как именно реализовать этот интерес на практике. Частный интерес сохраняет право на существование, причем его обеспечение не является тривиальной задачей: либералы вполне обоснованно призывали к тому, чтобы человек научился понимать, защищать и претворять в жизнь свой частный интерес. Однако для того, кто претендует на социально- значимое положение в обществе, одного умение отстаивать частный интерес недостаточно. Такой человек должен предоставить определенные гарантии социальной ответственности, в основе которой лежит умение мыслить и понимать общее (а это философский навык), а также соответствие определенным критериям интеллектуального и личностного развития. Получение социально-гуманитарного образования является одним из первых шагов того, кто претендует на государственную службу, да и вообще на социально-значимую позицию в обществе. Человек, занимающий социально- значимую позицию в коммерческой компании, также должен обладать социальной ответственностью. Право частной собственности не дает права на самодурство, которое разрушительно действует на общественную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=