Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 163 высокохудожественным произведением искусства. В нём виден стиль Крития и Несиота, авторов памятника афинским тираноубийц [29, c. 260]. Известно, что Гармодий и Аристогитон почитались как первые афинские патриоты, пытавшиеся освободить свой родной город от самовластия Писистратидов [24, с. 194]. Этим подчёркивалось, что и Фемистокл боролся с деспотией: он победил персидского царя Ксеркса, чем сделал невозможным угнетение своего народа. Отметим, что по сравнению с предыдущим изваянием, этот бюст отражает явные индивидуальные черты выдающегося полководца, воплощая внешнее сходство с оригиналом. Поэтому следует согласиться с утверждением немецкого историка искусства Г. Хафнера, что описанное скульптурное изображение Фемистокла является одним из первых портретов в мире [29, c. 261]. Как и в предыдущем случае, форма памятника – герма – выбрана не случайно. Она вызывала ассоциации с образом защитника нерушимых пределов афинского государства. В таком же качестве герма воспринималась в Новое время. Например, она использована скульптором А. Кановой (1757–1822 гг.) при создании памятника адмиралу Анджело Эмо в виде, венчаемого венком славы древнего героя [36, р. 54]. Очевидно, что идея возвышенного воплощения облика выдающегося венецианского флотоводца вскормлена традицией, заложенной незаурядной работой неизвестного мастера, создавшего изваяние победителя при Саламине. На спартанском Акрополе археологами обнаружена фрагментированная мраморная статуя царя Леонида, погибшего при Фермопилах (480 г. до н. э.) [29, c. 166]. Эта скульптура являлась частью композиции, изображающей лаконского воителя в гуще сражения [35, р. 52]. В статуе-памятнике неразрывно связаны индивидуальные и профессиональные качества царя. Атлетически сложенная грудь и крепко посаженная голова составляют единое целое со шлемом, увенчанным высоким гребнем. Исподлобья, с напряжением, смотрят пронзительные глаза, созданные скульптором для особой выразительности из стекла. Представленный образ известного царя-воителя очень целен и воспринимается на подсознательном уровне в качестве архетипа [23, с. 12]. Акрополь, как место для установки скульптуры, выбран не случайно. Следуя за мыслью отечественного исследователя Г. Г. Почепцова, можно утверждать, что памятники организуют окружающее пространство особым внутренним символом [21, с. 111]. Таковым, по нашему мнению, является коммеморативный символ «Героическая жизнь», связанный с воинским служением на поле боя [34, c. 366]. Именно его отражает изваяние царя Леонида, установленное в самом сердце полиса. Указанная традиция сооружать мемориалы военачальникам-патриотам в центре столиц государств дошла до нашего времени, примером чему служат: монументы М. И. Кутузову и Г. К. Жукову в Москве, статуя генерала де Голля в Париже, скульптура Уинстона Черчилля в Лондоне и т. д. Стремление создать идеальный образ выдающихся государственных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=