Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 16 рассматривалась как гарантия стабильности. Коммунисты стремились не допустить развитие рынка, «рождающего капитализм», либералы минимизировали государство в пользу рынка. Сегодня становится очевидным, что проект общества как простой системы нереализуем, общество будет представлять собой сложную систему. степень гетерогенности которой постоянно повышается . У либеральной модели образования есть определенные плюсы, но есть и явные минусы – она готовит человека к миру, который исчезает, которого просто не будет. Этическая угроза видится в том, что «образованный человек» теперь обязан иронически дистанцироваться от государства, а понятие «высшее образование», связанное в том числе и с повышением, либо с притязанием на повышение социального статуса, теперь применяется к индивиду, владеющему совокупностью ограниченный представлений о жизни, обеспечивающих комфортное существование. Это вполне согласуется с либеральным тезисом о том, что образование есть сумма рациональной науки и свободной личности. Все консервативные идеи: семья, государство, церковь остаются за бортом, университет проецирует на общество асоциальную этику. Предполагается, что эти идеи себя «дискредитировали», например, государство – это насилие, произвол, бюрократия и коррупция, а церковь и семья – устарели. Вернуть смысл этим идеям может только духовное понимание, способное отличать стратегическую истину от онтологической неизбежности недостатков, слабостей и злоупотреблений. Мудрость должна вернуться в университет, потеснив господствующую в нем гремучую смесь позитивизма и постмодернизма [2]. Даже рациональная когнитивная практика постепенно себя исчерпывает, образованию следует воссоздавать и вновь создавать духовую стратегию понимания как свое фундаментальное основание. Так или иначе, но следует переосмыслить в современном контексте старую гегелевскую идею о том, что государство есть воплощение нравственной идеи, тем более что реалии текущего времени настойчиво сигнализируют о том, что многие либеральные идеи оказались лишь пустыми абстракциями. Медлить с решением этой задачи нельзя, поскольку русский человек все чаще обрекает себя на участь Эдипа. Стремясь избежать зла, он добровольно выбрал для себя скитания и лишения, зная многое, он упустил только одно – он не знал самого себя, не знал того, кто он, каких родителей сын. Трагически постигая свое незнание, он до глубины души потрясен. Русский человек часто недоволен своей судьбой. Он стремится освоить чужую культурную идентичность, с которой связывает свою этическую позицию, разрушающую почву его существования, культурные принципы и цивилизационные основания возникновения, существования и развития российского общества. С этической точки зрения, образование должно стать культурной практикой, воплощающей не столько условия доминирования привилегированного субъекта (общества-партии; либерального индивида или постмодернистского дивида), но исторически развивающуюся нелинейную сложную систему, стремящуюся к максимизации синергетических эффектов в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=