Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 15 противоположность: эксплуатация идеи свободы и радикальная индивидуализация вплоть до «дивидизации» – фрагментация уже самого индивида – ничего кроме массы породить не может. Но если все эти идентичности будут разрушены, то откуда возьмется энергия и мотивация для развития цивилизации? Из ресурсов индивидуалистического нарциссизма? Это сомнительно. Фактически важной задачей современности является поиск выхода из ловушки либеральных практик. Образование должно перенастраиваться в соответствии с проектом формирования когнитивного социума, при условии того, что этот социум представляет собой не абстрактное «общество будущего», а воплощенную в конкретной цивилизации социосистему с соответствующей конкретизацией когнитивной стратегии, идеи личности, идеи социальной ответственности. В целом эти параметры определяют этику культуры. В свое время К. Маркс показал, что основным субъектом буржуазного общества является не свободный индивид, а безличная сила – капитал. Современный постмодернистский либерализм есть идейная форма господства финансового капитала. Это означает, что либеральная мораль если и не ложна, то неполна. В этом не следует видеть катастрофу, поскольку даже арифметика неполна, что отражено в соответствующей теореме Геделя. Эта неполнота этической системы проявляется в том, что система с либеральной идеологией и самосознанием все равно имеет социальный характер и поэтому предполагает существование социальной этики. Даже если воздержаться от трансляции дискурса радикального марксизма или консерватизма, а оставаться на просветительских позициях, то уместно вспомнить понимание миссии университета одним из родоначальников критики массового общества – испанским философом Хосе Ортегой-и- Гассетом: не наука как таковая, а воспитание личности на основе главных жизненных идей культуры, является главной миссией университета [5, c.100]. Сразу возникает вопрос: а как же профессиональное обучение? Не боимся ли мы подменить специальность, профессию как цель образования риторикой свободы личности и ценности культуры? Узкая специализация – странный и опасный претендент на статус культурной миссии [8, c. 523-524]. Современное человечество переходит к новому состоянию социума, приближается к «цивилизационному повороту», за которым открывается перспектива преодоления либеральной глобализации и формирование многополярного мира. Социальные институты и культурные практики, среди которых находится и система образования, должны быть приведены в соответствие с проектируемым обществом. Постепенно происходит оформление альтернативы – цивилизационного нарратива многополярного мира, который отрицает прежде проектируемые системные характеристики общества глобального. Развитие общества все чаще демонстрирует нелинейный характер – это не смена стадий-ступеней, а борьба за выживание системных образований. Социальные проекты XX века ставили своей целью достижение социума как простой системы с унифицированным набором правил [3]. Эта унификация

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=