Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 148 Д. А. Ильгова Российский государственный гуманитарный университет ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ В ПОИСКАХ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА Статья посвящена анализу источников, необходимых для создания визуальных стихотворений. Визуальная поэзия представляет собой культурный текст и при этом рассматривается как интермедиальный феномен, соединяющий в себе не только вербальный и визуальный компоненты, но и иные медиа (пространственный, аудиальный). В статье рассматривается, как интермедиальность влияет на формирование визуальной поэзии, какие медиа лежат в основе создания визуальных произведений. В качестве примеров для пояснения разнообразных источников визуальной поэзии рассматриваются различные визуальные стихотворения (листовертни, стихограммы, блэкауты, видеомы, лингвогобелены и т.д.). На основании проведенного анализа предлагается типология источников визуальной поэзии. Использование разнообразных источников в визуальной поэзии позволяет расширить границы как для создания, так и для интерпретации культурных текстов. Ключевые слова : визуальная поэзия, интермедиальность, блэкаут, листовертень, лингвогобелен, стихограмма, оркестровая поэзия, вакуумная поэзия D. A. Ilgova Russian State University for Humanities (Moscow, Russia) VISUAL POETRY IN SEARCH OF AN INTERMEDIATE SOURCE The article is devoted to the analysis of the sources necessary for the creation of visual poems. Visual poetry is a cultural text and at the same time is considered as an intermedial phenomenon that combines not only verbal and visual components, but also other media (spatial, auditory). The article examines how intermediality influences the formation of visual poetry, which media underlie the creation of visual works. As examples for explaining various sources of visual poetry, various visual poems are considered (listoverten, stichogram, blackout, videom, lingvogobelen, etc.). Based on the analysis, a typology of sources of visual poetry is proposed. The use of a variety of sources in visual poetry allows to expand the boundaries for both the creation and interpretation of cultural texts. Keywords : visual poetry, intermediality, blackout, listoverten, lingvogobelen, stichogram, orchestral poetry, vacuum poetry DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-148-158 С одной стороны, визуальную поэзию можно рассматривать как определенный вид поэзии, когда внешней форме культурного текста придается особый семантический статус, который подразумевает невозможность целостного восприятия произведения только на основании вербального компонента и без учета визуального компонента. С другой стороны, для более глубокого понимания феномена визуальной поэзии нельзя ограничиться только вербальной и визуальной составляющими, так как визуальная поэзия представляет собой не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=