Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 14 ученых за свои открытия, если они имеют трагичные для человечества последствия, то аналогичным образом следует говорить и об этике образования, если его результатом становится разрушение общества. Эта опасность так или иначе была осмыслена теоретиками образования, в том числе и немецкими. К. Ясперс уже поставил цель объединить идею академической свободы с принципом дистанцирования от государства. Такое решение выглядит вполне обоснованным в контексте оценки той роли, которую сыграло нацистское государство в человеческой истории. Однако при этом этика образования была канализирована в узкое либеральное русло. Творческая индивидуальность стала определять символ веры университета. В наше время гуманистическая идея университета, получившая оформление в русле классического либерализма, приобретает иные, фактически репрессивные черты. Мы должны констатировать, что западные университеты в настоящее время стремятся проецировать на общество репрессивную идеологию, которой придается статус не просто этической программы, а тоталитарного формата существования: все несогласные объявляются врагами и маргинализируются любыми средствами. Именно эта модифицированная версия репрессивного человекобожества софистическим образом выдается за естественное продолжение либеральной этики. Доминирующий антропологический проект западного мира сегодня – это либерально-постмодернистский проект. Можно назвать его либерально- модифицированным проектом, поскольку его положения ассоциируются с исходными принципами, но трансформируются до абсурда. На место принципа освобождения индивида от социальных ограничений традиционного общества, зачастую весьма существенных ограничений, например, от крепостной зависимости, от произвола монарха, от сословных ограничений, от самодурства властей, бедности и лишений, пришла идея освобождения индивида от «тоталитаризма» вообще, под которым понимается уже не столько снятие реальных ограничений, сколько разрушение всех видов идентичности – семьи, нации, государства, религии. Постмодернистский либерализм – это проект нового мира, где человек, освобожденный не только от прежних исторических оков, но и от любой идентичности, даже с самим собой, из индивида превращается в дивида. Онтологическое измерение бытия человека трансформируется в идею свободы, которая начинает пониматься как абсолютное право на саморазрушение в условиях неограниченного господства скрытых форм детерминации [6]. Фактически, мы имеем дело с доктриной «репрессивного антропоцентризма», которая, прикрываясь древним лозунгом софистов «человек есть мера всех вещей», уничтожает саму перспективу личностного существования. Особенно активно репрессивный антропоцентризм проникает в систему образования, превращая современную модель социализации в стратегию радикальной индивидуализации, отсекающую индивида от культурной традиции, семьи, государства, социальной ответственности и половой определенности [1]. Тем самым даже исходная гумбольдтовская идея общественного развития через личность, а не через массу, превращается в свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=