Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 135  открытость (после 1985 года тема становится актуальной);  личность;  экологические проблемы и их предотвращение;  смертельно опасные болезни; опасные технологические и техногенные явления;  общество, свобода, неиерархичность общества как благо (борьба с тоталитаризмом);  НТР и НТП;  компьютеризация;  проблема контакта с инопланетным (реальным или метафорическим);  детство и будущее;  значение фантастической литературы для общества, страны и человечества. Но что же при этом характерно для самой фантастики в подобных изданиях – сохраняется ли образ будущего как коммунизма, или происходит такой поиск иного будущего, либо даже отказ от его построения? Есть ли различия, по сравнению с текстами «серьезных» программ? Как нам кажется, в литературном воображении создается бинарная картина: будущее-как- катастрофа (она нас не интересует в качестве основного сюжета) и будущее как утопия в духе «Туманности Андромеды» и других утопических романов И. Ефремова – именно коммунистическое общество, предполагающее если не беспроблемность, то уверенность в решении любых проблем, которые могут возникнуть в условиях новых технологических и социальных процессов. Назовем здесь такие тексты и авторов из «Сборника НФ»: Д. Биленкин («Сила сильных» [9], «Пустыня жизни» [8]); А. и Б. Стругацкие («Волны гасят ветер» [39]); Вяч. Рыбаков («Пробный шар» [34]), К. Булычев («Тринадцать лет пути») [14]. Все эти примеры содержат образ «общества светлого будущего» (косвенно, безусловно, отсылающего к традиции и фантастическим мирам И. Ефремова) как некоторого «фона», достигнутого в результате общественного и научно-технического прогресса состояния – несмотря на драматичные и даже «катастрофические» элементы сюжетов. Безусловно, нельзя утверждать, что публикуемые тексты такого рода преобладают – как мы понимаем, в более поздних выпусках сборника присутствует даже сатира с элементами антиутопии, в том числе, например, того же К. Булычева (И. Можейко) – сюда относятся рассказы цикла о городе «Великий Гусляр» и др. [12; 13] – направленная на современные реалии, однако сам образ идеального «советского» будущего, стремящегося к «высшей» марксистской общественной формации не теряет своих позиций до последнего. «Еще-не-ставшее» и культура возможного в позднем СССР Попробуем обобщить наиболее важные образы будущего, возникающие в рассмотренных примерах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=