Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 134 конца 1980-х, а особенно, для начала 1990-х подъем национальных движений и интерес к не-коммунистическим ориентирам. Для философов «официального толка» понятие коммунизма не теряет актуальности, но встраивается в новую идеологическую конструкцию, контекстуализируется, помещается в исторические рамки. В случае же с «неофициальным» обсуждением утопизма, в том числе коммунистического, в более поздних текстах – происходит отказ от проектирования и утопических построений, как заведомо опасных тенденций, нарушающих «естественное» развитие общества в истории [1, с. 17-18]. Для «функционеров» образ коммунизма хотя и претерпевает изменения, причем здесь отказа от утопического отнюдь не происходит – предлагается скорее новая версия утопии, предлагающая новый же путь реализации не удавшегося в лучшей версии советского проекта – которая продолжает восприниматься как реально возможное, «конкретная утопия» по Э. Блоху [51, pp. 313-314]. Обновление ориентиров и понятий, описывающих новые реалии, в то же время, не предполагает полного отказа от прежнего курса – а именно его корректировку, с сохранением базовых идеологем (в отличие от аналогичных «отмежеваний» от, например, сталинской идеологии в эпоху «Оттепели»). Фантасты и фантастоведы: в поисках «другого» коммунизма Многие предисловия и послесловия к фантастической литературе могут быть рассмотрены как разновидность социально-политического манифеста. Так, писатель-фантаст Э. Геворкян в предисловии к сборнику «Антиутопии XX века» воспроизводит логику заведомо негативного восприятия утопий: «Честная, откровенная литература, как бы ее ни называли – антиутопической, фантастической, сатирической и прочая, и прочая… – огонь в ночи, высвечивающий дорогу, по которой идет человечество. Идет само, или влечется могучими благодетелями, знающими, куда и как вести. Путь освещен, пусть открытыми будут глаза. И если тебя ведут в рай, посмотри под ноги – не вымощена ли дорога черепами?» [19, с. 34]. Но можем ли мы утверждать, что популярные фантасты в большинстве примыкают к этой же позиции «антикоммунистического» и антиутопического как блага – и образа «светлого будущего» как опасного пути? Как позволяющий обратиться не столько к «официальным», сколько к неформальным, не ангажированным напрямую идеологически кругам, мы предполагаем рассмотреть пример «Сборника научной фантастики» за 1983– 1992 гг. [35], регулярного печатного издания, содержащего в разных форматах идеи будущего, в том числе, художественные образы такового. Публицисты в сборнике в большей мере утверждают некоторые принципы, важные не столько для фантастики, сколько для «повестки дня», политической или социальной. Если вычленить некоторые общие темы и принципы, на которых строятся эти тексты (без учета их динамики), основными будут:  мир, антивоенная риторика;  гласность;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=