Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 13 университет трансформировался в своего рода «орден» схоластов или опять же в своего рода «республику» ученых. «Семь свободных искусств» Марциана Капеллы, лежащие в основании средневековой образованности и первоначально лишь подчеркивающие дистанцию от ремесленной прагматики, трансформировались в идею академической свободы, затем в идею свободы как таковой. Нравственное воспитание – необходимая составляющая образования [3] в том смысле, что является частью социализации индивида. Школа в широком смысле обязана привить ребенку, молодому человеку базовые нравственные ценности того общества, которому она служит. Университет же приобрел ярко выраженное собственное этическое содержание, поскольку не только осуществлял обучение, но и проецировал на текущее общество новую нравственную идею, идею должного порядка ценностей, сопряженного со знаниями и свободой. В силу этой социокультурной двойственности, последующие теоретики- оптимисты, среди которых наиболее яркий след оставили В. Гумбольдт, Дж. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, писали об особой культурной миссии университета, возвышающей его над экономической и политической рациональностью общества. Пессимисты (Ж. Ф. Лиотар, Б. Ридингс), напротив, констатировали «руинизацию» университета, размывание его миссии, полное подавление рынком, властью и массовой культурой, подтверждая тем самым этический дуализм культуры общества и культурной миссии университета. Революционные преобразования средневекового университета в Новое время начал В. Гумбольдт, который положил в его основание новое видение культуры, ставшее результатом одной из первых попыток синтеза просветительской идеологии с мотивами и принципами романтизма: прогрессивное совершенствование общества целиком и полностью зависит от развития и духовного роста отдельной личности. Романтический индивидуализм вступает в соглашение с просветительской наукой, но делает уступку социальной прагматике: личность свободна, но эта свобода должна быть совместима с исполнением гражданских обязанностей. Последние же не могут и не должны служить основанием превращения людей в «массу». Народ, нация, общество как таковое реализуют свою онтологическую определенность и культурную интенциональность только через свободную личность, но не посредством «омассовления» людей. Своим решением И В. Гумбольдт выиграл прежде всего у Франции, строившей свое образование на основе принципа технической школы. Германия становится лидером в науке [4]. Этическая концепция университета доказала свою практическую целесообразность. Но было одно обстоятельство, которое не позволяет слишком идеализировать гумбольдтовский союз науки с гражданскими обязанностями свободной личности. Это немецкий национал-социализм, скорее даже поразительная готовность Германии воспринять эту расистскую идеологию и всей своей колоссальной научно-технической мощью попытаться ее реализовать ценой миллионных жертв. И если в науке актуальна тема ответственности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=