Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 128 предположением, гипотезой [17, с. 130]; третий тип – «предметно-соразмерное объекту» Возможное [17, с. 130] (в англ. переводе: “fact-based object-suited”, фактически обоснованное [49, p. 229]), предполагающее реальное определение объекта, но без полной его собственной проявленности. Последний тип возможного – «объективно-реальное Возможное», то есть «направленная в будущее определенность», то, что заложено в самом объекте [17, с. 131-132]. Еще одна важная «шкала», позволяющая рассматривать представления о лучшем будущем – «дуга Блоха», «дуга утопия – материя», где утопия – высшая степень «объективно-реально Возможного», о котором речь шла выше – т.е. реализация всех потенциально заложенных возможностей объекта [17, с. 132]. Как отмечает Н. Грицанов, «дуга Блоха» (в его трактовке: дуга «мир – утопия») – одно из наиболее известных понятий, связанных с идеей еще-не- завершенности мира, подразумевающей стремление человека обрести «возможную Родину», трансформируя окружающую среду [22]. Отметим так же, что для «развертывания» не завершенного мира большую роль могут играть определенные общественные группы – на наш взгляд, в примерах ниже это наглядно раскрывается [17; 22]. Сходным нам кажется, представление об утопическом, используемое современным исследователем «социокультурного воображаемого» П. Плютто (во многом под влиянием С. Жижека, т.е. неомарксистов, наследие Блоха учитывающих). «Человек существует в социоиллюзорной реальности, не замечая этого. Существует именно за счет того, что данная реальность – по крайней мере, до поры до времени – пребывает в своем реальном, дологическом статусе. Далее перед ним открываются две перспективные возможности: либо осознать иллюзорность собственной реальности в качестве таковой, либо ее утопически “спасти” путем ее логической рационализации и соответствующих попыток воплотить эту рационализацию в жизнь» [30, с. 287]. «“Социокультурные иллюзии – это практические , действенные заблуждения, имеющие онтологический статус, который препятствует их рассмотрению в их более привычном гносеологическом статусе”. <…>» [30, с. 312]. Иллюзорное, воображаемое, связанное в том числе и с будущим/лучшим – фактически неотъемлемая среда человеческого мышления, задающая восприятие действительности, в данной концепции. Иллюзорное как ориентир может быть разрушено, однако вероятны попытки перевести «действенные заблуждения» в «реальное», чтобы эта среда сохранилась, а человека не постигло разочарование. Ф. Джеймисон предлагает рассматривать несколько разновидностей утопического, исходя из теории Э. Блоха. Он разграничивает утопии-импульсы и утопии-программы, т. е. менее и более рациональные формы проектирования, построения, воплощения утопического [53, p. 4] Как и С. Вершинин и У. Хадсон [54], он обращает внимание на идеи философа, связанные с важностью будущего в культуре, его предвосхищения, а не только обращения к прошлому и платоновскому «припоминанию» [55, p. 6-7]. Мы не станем останавливаться на этом тексте подробно, но примем во внимание, что, несмотря на кажущуюся стройность «программ» текстов, которые мы рассмотрим ниже, они все же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=