Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 127 «постсоветским», уже зарождающимся в этот период), а именно, образа «коммунистического общества», претерпевающего изменения в это время. Для начала данного разговора нам необходимо показать, как выстраивается концепция немецкого философа Э. Блоха, посвященная теме «еще-не-ставшего», как одного из ключевых для его «Открытой системы» [54, с. 68–158], «философии будущего» [10], представляющей собой значимую попытку осмыслить, с одной стороны, проблематику личного и группового воображения еще не наступившего будущего, а с другой, предложить целостную историософскую систему, позволяющую описывать различные процессы в социальном воображении в принципе. Здесь мы будем опираться на несколько текстов современных теоретиков (помимо наиболее существенного в этой теме труда Э. Блоха «Принцип надежды» [50; 51; 52]), чтобы уточнить современную рецепцию его представлений о возможном в социокультурном контексте. Для Э. Блоха крайне важны категории «Не», «Еще-не», «еще-не- ставшего»/«Еще-Не-Бытия», напрямую связанные с понятием возможного и т. н. «дневной мечты» (“Tagtraum”), направленной в будущее, в отличие от снов и прошлого, анализируемых в традиции фрейдизма. (Подробнее о контекстах и рамках некоторых из идей Блоха в европейской философии – в книге И. Болдырева [11]). Данные категории он выделяет как дополняющие по отношению к «памяти», идее припоминания в культуре: возможное, как порождающее новое, как ожидание будущего, случайного, надежда, предчувствие необычного в реальности [51]. Здесь присутствует спор как с авторами XX века (З. Фрейд) [51, pp. 51-113], так и с классической философией, чаще опирающейся на значимость памяти и припоминания (Платон), а не воображения (ожидания, предчувствия и т.п.) [51, p. 140]. Понятие «возможного» напрямую связано с представлением об утопии – как образе (возможного) лучшего будущего или прошлого, создаваемом сознанием человека на протяжении всей его истории. С. Вершинин, благодаря переводам которого мы можем говорить в рамках некоторых устойчивых русскоязычных терминов философии Блоха, выделяет ряд наиболее значимых понятий для концепции Блоха: «Не», «Ничто» [17, с. 120], «Еще Не» [17, с. 123]; «Еще-Не-Бытие» [17, с. 126]; «возможность» / «возможное» [17, с. 130]. Онтология Еще-Не-Бытия предполагает восприятие бытия как «не завершенного», длящегося и постоянно развертывающегося в настоящем, на т.н. «Фронте», границе между прошлым и еще не наступившим будущим. Важно то, что то, что «еще не наступило» может быть более реально, чем «истинное» наличное возможное, поскольку влияет на действия субъекта, ведет его в своем направлении [17, с. 127]. Т.н. степени Бытия по Блоху подразумевают наличие «Латенции», «еще-не-ставшего» в мире – и главное, возможное, латентное (утопическое) бытие не является Не-Бытием, более того, потенциально сильнее «объективно» данной реальности [17, с. 126-127]. Блохом выделяются несколько типов возможного. «Формально Возможное», умозрительное, и могущее быть бессмыслицей [17, с. 130]; «Возможное познания» – «частично обусловленное», то, что можно назвать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=