Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 121 Станция «Комсомольская» (кольцевая) была открыта в 1952 году. Ее тематикой стала борьба за независимость. Проектом занимались В. Кокорин и А. Заболотная (эскиз А. Щусева). Потолок был украшен панно с изображением А. Невского, А. Суворова, К. Минина и Пожарского и многих других. Все эти персонажи олицетворяли героев, которые боролись с «захватчиками» (особенно идея конструирования общего врага активно использовалась в художественной культуре в период гражданской войны). При переходе на радиальную линию можно было увидеть большое панно, объединяющее всех персонажей под знаменем победы за бравое дело. 3 мозаики были посвящены В. И. Ленину: Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади» , Мозаика «Красноармейцы с Красным Знаменем» и Мозаика «Триумф Победы», отражающие идеи революции 1917 года и борьбу за новый мир. Неслучайно фигура В. И. Ленина была помещена рядом с известными героями. В свое время именно В. И. Ленина считали символом революции и человеком, который «боролся» против сложившейся ситуации в стране и тех людей, которые при помощи своей власти способствовали разрушению культуры России. Станции «Краснопресненская» и «Киевская» кольцевой линии открылись в 1954 году. Краснопресненская получила свое название по улице Красная Пресня. Основная тематика – революционные движения 1905 и 1917 годов, расположенные друг напротив друга. Такой прием позволяет сравнить не просто значение двух революций, но и то, как изображены главные герои. На панно мы видим изображение фигур рабочих и крестьян, символов революционного движения. Революция 1905 года показана как первая попытка движения народной воли в Российской Империи. На многих панно именно фигура женщины «ведет» восстание. Восставшие еще не объединены одной идеологией. В их руках мы не видим оружия. Противоположное мнение складывается о 1917 годе. Она изображается как активная кампания, где каждый восставший охвачен общими революционными идеями. В их руках – оружие и революционное знамя. Объединенные одним общим делом, они создают революционное движение, и готовы бороться за свои права. При переходе на «Баррикадную» можно было увидеть памятник вождям революции – В. И. Ленину и И. В. Сталину (до 1960- х годов). Несмотря на тот факт, что проект Московского метрополитена – продолжение дела В. И. Ленина, постепенно происходит вытеснение его образа как символа революции, так как начатое формирование культа личности И. В. Сталина в художественной культуре подчеркивало, что именно при Сталине страна смогла окончательно построить новый мир, поэтому каждая станция должна была отражать не только сталинскую идеологию, но и изображать самого вождя на панно. В отличие от «Краснопресненской», облик станции «Киевская» был существенно изменен. Зал украшен 18 панно. В 1953 году был объявлен конкурс на проект станции. По замыслу Н. С. Хрущева, на панно должны были быть изображения сцены из жизни украинского народа. Победу одержали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=