Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 121 Станция «Комсомольская» (кольцевая) была открыта в 1952 году. Ее тематикой стала борьба за независимость. Проектом занимались В. Кокорин и А. Заболотная (эскиз А. Щусева). Потолок был украшен панно с изображением А. Невского, А. Суворова, К. Минина и Пожарского и многих других. Все эти персонажи олицетворяли героев, которые боролись с «захватчиками» (особенно идея конструирования общего врага активно использовалась в художественной культуре в период гражданской войны). При переходе на радиальную линию можно было увидеть большое панно, объединяющее всех персонажей под знаменем победы за бравое дело. 3 мозаики были посвящены В. И. Ленину: Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади» , Мозаика «Красноармейцы с Красным Знаменем» и Мозаика «Триумф Победы», отражающие идеи революции 1917 года и борьбу за новый мир. Неслучайно фигура В. И. Ленина была помещена рядом с известными героями. В свое время именно В. И. Ленина считали символом революции и человеком, который «боролся» против сложившейся ситуации в стране и тех людей, которые при помощи своей власти способствовали разрушению культуры России. Станции «Краснопресненская» и «Киевская» кольцевой линии открылись в 1954 году. Краснопресненская получила свое название по улице Красная Пресня. Основная тематика – революционные движения 1905 и 1917 годов, расположенные друг напротив друга. Такой прием позволяет сравнить не просто значение двух революций, но и то, как изображены главные герои. На панно мы видим изображение фигур рабочих и крестьян, символов революционного движения. Революция 1905 года показана как первая попытка движения народной воли в Российской Империи. На многих панно именно фигура женщины «ведет» восстание. Восставшие еще не объединены одной идеологией. В их руках мы не видим оружия. Противоположное мнение складывается о 1917 годе. Она изображается как активная кампания, где каждый восставший охвачен общими революционными идеями. В их руках – оружие и революционное знамя. Объединенные одним общим делом, они создают революционное движение, и готовы бороться за свои права. При переходе на «Баррикадную» можно было увидеть памятник вождям революции – В. И. Ленину и И. В. Сталину (до 1960- х годов). Несмотря на тот факт, что проект Московского метрополитена – продолжение дела В. И. Ленина, постепенно происходит вытеснение его образа как символа революции, так как начатое формирование культа личности И. В. Сталина в художественной культуре подчеркивало, что именно при Сталине страна смогла окончательно построить новый мир, поэтому каждая станция должна была отражать не только сталинскую идеологию, но и изображать самого вождя на панно. В отличие от «Краснопресненской», облик станции «Киевская» был существенно изменен. Зал украшен 18 панно. В 1953 году был объявлен конкурс на проект станции. По замыслу Н. С. Хрущева, на панно должны были быть изображения сцены из жизни украинского народа. Победу одержали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=