Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 12 А. Л. Золкин Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя НРАВСТВЕННЫЕ ПРОЕКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОРАЛЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА, ЭТИКА КУЛЬТУРЫ? Актуальная проблема, решаемая в статье, связана с трансформацией моральных оснований либерально-глобалистской стратегии образования в цивилизационную стратегию этики культуры, которая рассматривается как основная методология построения современного когнитивного социума России. Доказывается, что либеральные моральные основания образования содержат угрозу формирования репрессивных культурных практик, хаотизирующих не только систему образования, но и социальное пространство в целом. Предлагаются потенциальные аттракторы цивилизационной модели образования, способной к росту синергетических социокультурных эффектов, определяющих условия достижение согласования принципов индивидуального выбора, социальной этики и этики культуры. Ключевые слова: мораль, нравственность, этика, социальная этика, образование, культура, синергия, цивилизация, индивид, человеческий потенциал, личность. A. L. Zolkin V. Y. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia) MORAL PROJECTIONS OF EDUCATION: LIBERAL MORALITY, SOCIAL ETHICS, ETHICS OF CULTURE? The actual problem solved in the article relates to the transformation of the moral foundations of the incomplete liberal-globalist strategy of education into a civilizational strategy of social ethics, which is considered as the main methodology for building a modern cognitive society in Russia. It is proved that the liberal moral foundations of education contain the threat of the formation of repressive cultural practices, chaotic not only the education system, but also the social space. Potential attractors of a civilizational model of education capable of increasing synergetic socio-cultural effects that determine the conditions for achieving coordination of the principles of individual choice and social ethics are proposed. Keywords: morality, morality, ethics, social ethics, education, culture, synergy, civilization, individual, human potential, personality. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-12-19 Университет как подсистема социального института образования обладает одной особенностью. Будучи по своему происхождению связанным с исторически-конкретными обстоятельствами средневекового социума, впоследствии университет сформировал ценностную, а значит, и этическую, этико-культурную миссию. Статус университета в контексте средневекового общества обозначал его в качестве корпорации учащихся или преподавателей, аналогично цеховой организации иных, вполне прозаических, профессий. Затем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=