Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 118 участие и члены III Интернационала. Присутствовали и представители отдела Изобразительных Искусств П. К. Ваулин, Н. Н. Пунин и многие другие. Событие получило огласку в газетах Петрограда. Помимо С. Т. Конёнкова и Карла Зале, заказы получала и В. И. Мухина. В 1918 году она выполняет проект, посвященный Н. И. Новикову. Но больше всего план монументальной пропаганды выполняется в работах «Освобождённый труд», «Революция» (1919) и «Пламя революции» (1922). Главные «герои» – рабочие и крестьяне – символы нового времени. В языке их тела, мы видим, как происходит борьба за новый мир. Скульптура того времени олицетворяла свободного человека. Пластичность фигуры, объемность формы и фактурность, использованные при формировании ее облика, порождали чувство гордости за дело, положившее начало нового мира и новой жизни. Статуи показывали всю силу человеческой природы, свободной от переживаний и сомнений. Попытка перенести и сохранить память об ощущениях и чувствах революционеров, благодаря которым свершился государственный переворот, привела к масштабной идее формирования плана монументальной пропаганды. Ленинский план монументальной пропаганды был направлен на то, чтобы начать перенос символики власти в художественную культуру. Он не просто маркировал новую идеологию, но и был направлен на то, чтобы начать процесс политизации искусства. Искусство становится рычагом политического давления. Осмысление ленинского плана монументальной пропаганды как продвижения символики власти в массы и наглядного развертывания борьбы со старой культурой в послереволюционной художественной среде, было призвано создать представление о новом советском мире и его победе над прошлым. Оправдал ли план монументальной пропаганды, поставленные перед ним задачи? Скорее да, чем нет. «Европеизация России» прошла успешно. Новые памятники призваны были увековечить итоги революции 1917 года в истории, чтобы это наследие не было забыто и после смерти В. И. Ленина. При помощи монументального искусства происходило не только формирование эстетического вкуса для будущих поколений, создание новых форм и практик в изобразительном искусстве, но и пропаганда раннесоветских ценностей. И наконец, была начата программа по политизации поля искусства: власть объявляла конкурс на создание проектов памятников и скульптор. Скульпторы и архитекторы, которые не получали госзаказы на памятники, вынуждены были сами искать себе заказы. Таким образом, для художников диалог с властью становился единственным выходом для реализации творчества. План монументальной пропаганды В. И. Ленина хоть и имел успех, но до конца реализован не был [6, с. 112-118]. Почему не удалось реализовать его до конца? В первую очередь, из-за плохой координации работы по установке и реализации памятников, отсутствия четкого плана работы (ИЗО был создан только 22 мая 1918 г., а реализация самого плана должна была состояться 1 мая того же года), разногласий в руководящем звене (А. В.Луначарский и П. П.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=