Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 116 изображения тех героев, которые не побоялись пойти против системы и чей пример показывал силу и мощь человеческого выбора, а также сплотить народные массы. А. И. Мазаев в своей работе «Искусство и Большевизм 1920-1930 годов» отмечал, что благодаря такому подходу к монументальной пропаганде, В. Ленин рассчитывал решить с его помощью всего лишь локальные исторические задачи, прежде всего политические и идеологические, а затем, но уже во вторую очередь и, если получится, - культурные и художественные [2, с. 165]. Для осуществления плана монументальной пропаганды были приглашены лучшие скульпторы Москвы и Петербурга. Уже 1 мая 1918 года началась масштабная «чистка» памятников. Художники, получавшие заказ на изготовление таких памятников, должны были отражать партийные интересы. Фигура художника становится одновременно и ближе к народу и выполняет просветительскую функцию нового правительства. Посредством своего искусства он продвигает ценности и идеологию новой культуры, но при этом делая ее общедоступной и понятной. Выполняется план формирования новой функции художественной культуры – приобщение народных масс к политике и новоявленным порядкам посредством пропаганды и агитационной программы. Рассмотрим на нескольких примерах, как отражалась раннесоветская символика в их работах. Монумент советской конституции – один из самых значимых памятников монументальной пропаганды. По замыслу проект должен был быть осуществлен к годовщине Октябрьской Революции. Право на реализацию проекта получил Д. П. Осипов. Первое торжественное открытие состоялось 7 ноября 1918 года, а повторное – 27 июля 1919 года. Во время первого торжественного открытия памятник был не совсем закончен, отсутствовала фигура женщины, символизирующую свободу. К 27 июля 1919 года, композиция была выполнена в форме трехгранного обелиска, украшенного статуей «Свобода» (прообразом послужила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, находящаяся в Лувре). «Свобода» представляла собою крылатую женщину с поднятой правой рукой. Монумент также был украшен символикой новой власти: серпа и молота. До 1922 года, тексты конституции были написаны на фанерных щитах, а уже после 1922 г. – были установлены чугунные щиты в трех арках. Именно на них впоследствии и были записаны тексты первой Советской Конституции. Монумент советской конституции был символом не только свободы, но и нового мира. Установленный в центре – он сразу приковывал взгляд. Официальный герб Москвы 1924 года включал в себя, помимо символики новой власти – красной звезды, серпа и молота, – и изображение монумента советской конституции. Помимо монумента, план монументального искусства включал в себя и памятники, посвященные идеям мировой революции. Идея нового мира и разрыва со старой культурой, продвигаемая планом В. И. Ленина, нашла свое отображение и в памятнике «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Изначально

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=