Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 114 важности монументального искусства при возведении памятников стал открытым. В беседе с А. В.Луначарским, В. И. Ленин предлагал «двинуть вперед искусство»: во-первых, афиши, украшающие здания, заборы и т.д. заменить большими революционными надписями. Во-вторых, установить памятники великим революционерам, как в Петербурге, так и в Москве. Каждый памятник будет торжественно открываться речью о данном революционере и, что под ним будут сделаны разъясняющие надписи. Владимир Ильич называл это «монументальной пропагандой» [1, с. 208]. Монументальная пропаганда становится наглядным «примером» нового искусства, в котором не только активно используются неофициальные символы власти (идея борьбы со старой культурой, идея о новом мире и т.д.), но и начинается процесс постепенной политизации искусства. Идея «монументальной пропаганды» нашла свое отображение в декрете 1918 года. В 1918 году выходит декрет «О памятниках». Согласно данному документу город приобретает новый облик. Прежде всего – это разрушение памятников старой культуры, посвященных царской власти и самодержавию [9, с. 95]. Кроме этого – отражение революционных идей нового правительства [9, с. 96]. И в заключение доклада – предоставить список тех деятелей науки и искусства, которым «можно» поставить памятник. Декрет также позволял приглашать тех скульпторов, которые не нравились «царской власти», а сама работа над памятниками сплачивала художников и «направляла» их на путь идейного реализма [8, с. 9]. Было принято решение о «благоустройстве города». В связи с этими изменениями, в июле того же года Совет Народных Комиссаров постановил: а) поставить на первое место постановку памятников величайшим деятелям революции – Марксу и Энгельсу; б) внести в список писателей и поэтов наиболее великих иностранцев, например, Гейне; в) исключить Владимира Соловьева; г) включить в список Баумана и Ухтомского» [10, с. 1]. Окончательный список был расширен, утвержден и опубликован 2 августа в «Известиях ВЦИК» . Уже 1 мая 1918 года началась масштабная «чистка» памятников. Например, к революционерам и общественным деятелям, оказавшим наиболее значимое влияние в области философии, литературы, науки и искусства, по мнению А. В.Луначарского и согласившегося с ним В. И. Ленина, были отнесены следующие лица: Гракх Бабёф (французский революционер коммунист-утопист), Фердинанд Лассаль (немецкий философ), Жан Жорес (деятель французского и международного социалистического движения), Сен- Симон Анри (французский философ), Роберт Оуэн (английский философ) или Жорж Жак Дантон (французский революционер), Мари-Эдуар Вайян (французский левый политический деятель, член Парижской коммуны) и т.д. Сочинения многих из них не были переведены на русский язык (например, Гракх Бабёф), следовательно, их имена не были широко известны в России, в том числе и среди народных масс.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=