Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 113 implementation of the program of revolutionary ideology was supposed to embody a new world, symbols and a "new man", free from the old foundations and oppression of autocracy, a man who became a hero of the revolution and a fighter for his rights. Moreover, the symbols of the new world were: rejection of Christian values, nihilism and atheism. Gradually, these symbols began to be actively used in artistic culture, along with symbols of state power and official images on them. However, if the official symbols remained: flag, coat of arms and anthem; official images on the signs of statehood: hammer and sickle, red star, then the following unofficial symbols of the new government are formed in the artistic culture: the idea of a new world, atheism, nihilism, the concept of a free man, the figure of a peasant and a worker, etc. Art began to be perceived as an ideological platform: architectural monuments promoted the new look of Moscow, reflected the idea of the government's representation of life after the revolution, for whom the revolution was presented as a window into a new world. What was Moscow like after the 1917 revolution? Keywords: revolution of 1917 year, plan of monumental propaganda, symbolism, cultural monument, concept of a new person, idea of post-revolutionary culture, formation of a new perception (new reality). DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-1-112-125 Революция 1917 года, закончившаяся сменой режима и приходом новых сил к власти, положила начало активному использованию символики в визуальной культуре в продвижении революционной идеологии. Происходит возрождение символической традиции, начатой еще при Петре I, осовременивание и трансформирование ее к построению раннесоветской культуры. Символика приобрела «новую жизнь»: из изображений на гербах, она становится маркером власти и новой культуры, культурным механизмом, продвигающим идеологию власти, и неотъемлемой частью послереволюционной культуры, подчеркивающей ее уникальность. Именно через символику происходило продвижение новой идеологии, ценностей, строительство «нового мира» и противопоставление «старой» и «новой» культур. Активное использование символов государственной власти, официальной и неофициальной символики в художественной культуре, позволило не только создать новую политическую культуру, но и повернуть искусство от формирования эстетического взгляда в сторону платформы для политической пропаганды. Изображение одних символов стало невозможно без других, а амбивалентность прочтения одних и тех же символов в зависимости от выбранного контекста, которую использовала новая власть, позволяла «охватить» каждого. Поэтому вопрос об использовании новой символики в художественной культуре как маркера власти был особенно актуален, а ее роль очень важна. Послереволюционное искусство, должно было не просто показывать облик «новой» России, как она изменилась с приходом революции 1917 года, но и «увековечить» ее итоги. С приходом новой власти, были сброшены с пьедестала многие «старые» памятники (к примеру, памятник П. Столыпину и Екатерине II). Уничтожение старых памятников и установка новых не только демонстрировало отношение к дореволюционной культуре, но и подчёркивало революционную идеологию 1917 года. В связи с этим событием, вопрос о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=