Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 112 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ А. Д. Александрова Институт Дальнего Востока РАН СИМВОЛИКА НОВОЙ ВЛАСТИ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА С приходом революции 1917 года встал вопрос о поисках символов новой культуры. Символика из изображений на гербах становится отражением идеологии и маркером власти. Целью новой власти было не просто продвижение символики в массы, но и постепенное формирование нового восприятия итогов революции. По замыслу большевиков идея о новой реальности и массовая реализация программы революционной идеологии должна была олицетворять новый мир, символы и «нового человека», свободного от старых устоев и гнета самодержавия, человека, ставшего героем революции и борцом за свои права. А символами нового мира стали: отказ от христианских ценностей, нигилизм и атеизм. Постепенно эти символы стали активно использоваться в художественной культуре, наравне с символами государственной власти и официальными изображения на них. Однако, если официальными символами оставались: флаг, герб и гимн; официальными изображениями на знаках государственности: серп и молот, красная звезда, то в художественной культуре формируются следующие неофициальные символы новой власти: идея нового мира, атеизм, нигилизм, концепция свободного человека, фигура крестьянина и рабочего и т.д. Искусство стало восприниматься как идеологическая платформа: в архитектурных памятниках пропагандировался новый облик Москвы, отражалась идея представления власти о жизни после революции, и продвигался замысел воспитания будущего поколения, для которого революция представлялась как окно в новый мир, а жизнь после 1917 года - как жизнь свободная от «старых устоев», самодержавия и религиозной доктрины, где каждый строит свой мир и свою судьбу сам. Какой стала Москва после революции 1917 года? Ключевые слова: революция 1917 года, план монументальной пропаганды, символика, памятники культуры, концепция нового человека, идея послереволюционной культуры, формирование нового восприятия (новая реальность). A. D. Alexandrova Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) THE SYMBOLISM OF THE NEW GOVERNMENT IN MONUMENTAL PROPAGANDA AFTER 1917 With the advent of the revolution of 1917, the question arose about the search for symbols of a new culture. The symbolism of heraldic motifs was supposed to reflect ideology and mark the power discourse. According to the Bolsheviks, the idea of a new reality and the mass

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=