Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 108 пытаемся представить себе первичного автора, его образ создается в нашем сознании, то есть мы сами создаем его образ, а следственно сами становимся первичным автором данного образа. Более того, слова первичного автора не принадлежат ему самому. Бахтин считал, что невозможно сказать что-либо от лица писателя. Его слова нуждаются в подкреплении чем-то абстрактным и безличным: вдохновением, научными аргументами, объективными данными. Почувствовать автора читатель может не через слова, а, например, иронию, иносказание и другие формы металингвистики. Также и художники часто изображают себя на своих картинах на заднем плане. При этом они изображают себя не художниками и создателями, а простыми людьми, героями картины [10, с. 353-354]. Понятие «образ» также является ключевым и в культурологии, однако здесь «образ» во многом связан с представлениями одной культуры о представителях другой или «чужой». Концепт культурной образности лег в основу новому направлению на стыке культурологии и компаративистики – имагологии, базирующейся на трудах Жан-Мари Карре, Мариуса Франсуа Гийяра и Хуго Дизеринка. Однако почти за столетие до Аахенской конференции и публикации статьи Дизеринка «К проблеме «имиджей» и «миражей» и их исследовании в рамках сравнительного литературоведения» в журнале «Аркадия» в 1996 году, немецким философом и психологом еврейского происхождения Морицем Лазарусом и филологом Хейманом Штейнталем была выведена концепция, так называемой, Völkerpsychologie. Термин можно понять и перевести как «национальная психология», хотя создатели вкладывали в него более глубокий смысл. Современный характер ранней Фолькерпсихологии можно наблюдать в субъективном понимании идентичности: нация (Volk) означает просто «множество людей, которые признают себя одним народом». Нация понимается как исторически наиболее важная, «естественная и вечная», но не единственный носитель коллективного, объективного духа (objektiver Geist). В нескольких местах упоминаются национальные и многонациональные сообщества, которые также формируют идентичность и обладают собственным объективным духом. Установление такого общего, объективного духа является необходимым условием для создания каждой коллективной сущности, идентичности – Volkergeist (национальный дух) – это «то, что делает множество людей нацией; это связующее звено, принцип, идея нации; это создает ее союз» [11, с. 75]. Volkergeist, в первую очередь, выражается языком, на котором он формирует богатство образов и понятий определенной нации, а также в его мифологии, религии, народной поэзии, литературе, искусстве, науке, обычаях, бизнесе и семейной жизни. Культурные образы в целом можно определить, как группу (а не как упорядоченную систему) характерных образов отдельной культуры в определенный период. Как индивидуальную культуру можно наблюдать каждое сообщество, объединенное в соответствии с каким-либо интегративным критерием, который его члены принимают в качестве важнейшего компонента самоопределения; этот интегративный критерий может быть наднациональным,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=