Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(41). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (41), март 2022 г 105 отображение чего-либо, а отражение, идея, пропущенная через призму сознания. Такая вариативность толкований во многом решает проблемы, имеющие прикладной характер, связанные с анализом образа различными науками. Зародившаяся в античности гносеология или теория познания занимается изучением процесса познания исследователем предмета исследования. Анализируя методы, принципы и формы познавательной деятельности, гносеология раскрывает сущность взаимодействия субъекта и объекта исследования. Как результат формируется образ данного объекта. Следовательно, одним из центральных понятий гносеологии является познавательный образ, как результат познавательной деятельности субъекта. Так, можно сделать вывод, что образ в гносеологии – это отражение окружающей действительности в сознании личности. Однако каждая гуманитарная наука имеет свою трактовку понятия «образ». В 19 веке определение искусства как мышления в образах появилось в трудах Гегеля, Белинского и других мыслителей. Виссарион Григорьевич писал, что «искусство есть непосредственное содержание истины, или мышление в образах» [2, с. 585]. Этими словами он открыл статью, посвященную идее искусства. В литературе основным понятием является «художественный образ» обобщенная, искусственная форма выражение мыслей и чувств художника, – отраженная картина действительности, доведенная автором до идеала посредством творческой фантазии. Основные функции художественного образа: коммуникативная, эстетическая, воспитательная, познавательная. Каждая из функций раскрывает только одну грань образа, что ведет к утере его специфики. И только рассмотрение всех функций в совокупности несет в себе представление об образе как особой форме общественного сознания [3, 241]. Образ является способом изучения жизни. Существуют идеи, абсолютизирующие художественный образ, представляя его как условный мир вымыслов, не имеющий никакого отношения к реальности. В то время как одной из важнейших особенностей художественного образа является измерение всего сущего по меркам идеала путем сопоставления реального, т.е. того, что есть с тем, что должно быть. Это не только способствует всестороннему развитию личности. Это учит отделять объективное от субъективного суждения, что является важным аспектом в изучении чужой культуры. Преобладающий в общественном сознании субъективный образ той или иной страны или культуры может значительно отличаться от реального. Понимание «чужого» является одной из задач культурологии. В философии образ – результат отражения объекта в сознании человека. На уровне чувств образами являются ощущения и восприятия, на мыслительном уровне он строится на основе суждений и умозаключений. Философская наука также выделяет художественный образ как особую, специфичную форму [4, с. 446]. На чувственном уровне понятие «образ» понимал Аристотель: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=