Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 97 1900) [6, с. 45]. Обращает на себя внимание то, что Толстой для выражения этой мысли прибегает к безличному предложению мне было внушено, тем самым снимая с себя ответственность за происходящее. Толстой осознаёт разницу своей оценки и оценки со стороны третьих лиц. « Удивительное дело: Я знаю про себя, как я плох и глуп, а между тем считают гениальным человеком» (5 августа 1902) [6, с. 135]. Е. А. Кольцова и Ф. И. Карташкова полагают, что склонность к самооценке «…является признаком феминной автокоммуникации» [1, с. 67]. Однако дневники Толстого убеждают нас в обратном. Толстой остаётся требовательным к себе, к своим делам, к своему творчеству. Главным критерием позитивной оценки должна быть, по его мнению, польза для людей, служение Богу. « Писал драму и недоволен ею совсем. Нет сознания, что это – дело Божие, хотя и многое исправилось: лица изменились» (21 августа 1900) [6, с. 35]. Толстой считает, что материальное благополучие мешает ему быть близким и полезным людям. Он идентифицирует себя как материально обеспеченного представителя высшего общества (и эта стратегия квалифицируется Толстым как негативная), чем противопоставляет себя обычному человеку. « Читал речь на сельскохозяйственном съезде. Напыщенно, бессодержательно, глупо и самоуверенно. Мы все хотим помогать народу; а мы – нищие, которых он кормит, одевает. Что могут дать нищие богатым?» (11 февраля 1901) [6, с. 90]. Дневник не отражает в полном объёме всех событий жизни Льва Николаевича. Он непоследовательно фиксирует в нём свои встречи с другими людьми, события семейной жизни. Даже такому значительному событию, как отлучение от церкви в дневнике отведено скромное место. « За это время было странное отлучение от церкви и вызванное им выражение сочувствия, и тут же студенческие истории, принявшие общественный характер и заставившие меня написать обращение к Царю и его помощникам и программу. Старался руководиться только желанием служить, а не личным удовлетворением. Ещё не посылал. Как будет готово, пошлю». (19 марта 1901) [6, с. 90]. Толстой пишет, что значимые для него события, сделавшие его счастливым, связаны со служением людям. Обращает на себя внимание то, что в этом списке отсутствует семья. « Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь». (8 апреля 1901) [6, с. 94] Приведённая запись отражает особенности самоидентификации. Толстой видит счастливым себя, исполняя роли учителя, помощника, мецената, но не мужа и отца. Итак, в период 1900-1903 годов Толстой использует следующие стратегии самоидентфикации: 1) результативная: Толстой оценивает себя по результатам своей жизни, в целом он удовлетворён своей моральной деятельностью и видит её результаты. Счастье Толстому принесла его общественная и профессиональная деятельность;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=