Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 95 известно третьим лицам, и оставляет то, что могут знать все. Дневник Толстой использует и как форму, в которой оттачивает свои мысли. Эти доводы не позволяют делать однозначные выводы о том, что записи каких-либо мыслей нельзя считать освобождением от фрустации. Рассмотрим идентификационные стратегии, используемые в дневнике этого периода. Пишущий пытается оценить себя по результатам своей жизни. Строя планы, Толстой задумывает описание своей жизни. « Описать себя по всей правде, какой я теперь, со всеми моими слабостями и глупостями, в перемежку с тем, что важно и хорошо в моей жизни». (18 июня 1903) [6, с. 178]. Ему тяжела незаслуженная, по его мнению, высокая общественная оценка его жизни и деятельности, поэтому он хочет правдиво сам рассказать о себе. Продолжается тема самоидентификации посредством самооценивания. Подход к собственной личности мы охарактеризовали бы как материалистический. Такие аспекты бытия, как физическое проявление, время, пространство становятся определяющими для постижения сущности человека. « Я – отдельное существо, общающееся со Всем. Свою отдельность я познаю материей в себе и вне себя. Своё общение со Всем я познаю движением в себе и вне себя. Предел общения есть движение во времени. Одну часть материи и движение я признаю собою, другую миром, ‒ Всем. В этом жизнь». (1 января 1900) [6, с. 3]. Для Толстого необъясним, равен чуду, случаен факт рождения человека со всей его уникальностью, неповторимостью характера, способностей, судьбы в реальном мире. « Не могу даже восстановить в себе веру в реальность этого мира, т.е. что этот мир (эта жизнь) один (одна), а вижу известное случайное положение себя в этом мире и таким, каким я есмь». (9 октября 1900) [6, с. 45]. Толстой отрицает христианскую концепцию потусторонней жизни. Жизнь человека в его понимании ограничена вечностью, вне времени и пространства. Человек приходит из ниоткуда и уходит в никуда. Жизнь длится ровно столько, сколько у человека есть её осознание. « Те, которые говорят: мы не знаем, что там будет, совершенно правы. Никак нельзя знать, что там будет, когда нет никакого там, и говорить о том, что будет в том состоянии, где все есть, а ничего не делается. Ответ на вопрос, что там будет (пространство и время) состоит в ответе на вопрос, что такое я? Если я – любовь, то ясно, что нет вопроса ни о там, ни о будет». (5 августа 1902) [6, с. 135]. Толстой осознаёт себя частью Бога. Из этого следует, что он осмысляет себя и свою судьбу проявлением высшей воли. « Мы – органы Бога. Что мы должны делать, мы знаем, но зачем мы это делам, это не дано нам знать никогда. В этом смирение и вера». (1 июля 1902) [6, с. 133]. В 72 года Толстой продолжает требовать от себя самосовершенствования. « Стараюсь исправить своё сердце. У меня есть уже различение добра и зла, и потому есть просвещение, но нет единства намерения, и потому не очищено сердце, и я дурень…» (11 декабря 1900) [6, с. 70] Он положительно оценивает свою моральную деятельность. Двадцать девятого сентября 1902 года он пишет: «Как радостно замечать в себе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=