Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 94 «дневник – это полиинтенциональный автокоммуникативный речевой жанр, имеющий целью конструирование Я-образа и выполняющий функцию становления человеческой субъективности» [5, с. 69]. Дневник является средством самоидентификации личности, то есть процесса её самоосмысления и самооценки. В этом отношении большой интерес представляет личность Толстого. Во-первых, Толстой является одной из масштабных фигур в мировой культуре, его жизнь, мировоззрение воспринимаются многими как противоречивые. Во-вторых, Толстой в течение шестидесяти трёх лет жизни вёл дневник, который использовал в том числе и как средство самоосознания, самовоспитания и самоискания. И. М. Колышкина и А. В. Родионова характеризуют процесс самоидентификации Толстого как фрустирующий: «Под фрустрирующей самоидентификацией мы понимаем стремление человека изображать себя хуже, чем он есть на самом деле, предаваться негативным эмоциям, вступать в диалог с тёмными сторонами своей психики. Толстой пребывает в состоянии экзистенциальной фрустрации, связанной со смыслом жизни» [2, с. 6]. На наш взгляд, данное положение нуждается в верификации. Целью настоящей статьи является изучение особенностей самоидентификации Л. Н. Толстого в возрасте 72-75 лет на основе анализа дневников 1900-1903 годов. Для достижения поставленной цели используются методы сплошной выборки фраз, отражающих особенности процесса самоидентификации, когнитивная интерпретация данных высказываний в аспекте самокатегоризации, прагматический анализ, направленный на выявление идентификационных тактик. Тематический анализ дневника 1900-1903 годов позволяет сделать вывод о преобладании записей, фиксирующих мысли Льва Николаевича, а не события его жизни. И. М. Колышкина и А. В. Родионова отмечают: «Толстой использует … конструктивную языковую стратегию преодоления душевных мучений – процесс интеллектуализации» [2, с. 6]. Для подтверждения своих мыслей исследователи ссылаются на А. А. Налчаджян, которая под интеллектуализацией понимает процесс следующего характера: возникла фрустрирующая ситуация, человек переживает страх и тревогу, но он вместо реальных действий по разрешению ситуации начинает строить о ней абстрактные суждения и представления. Этим путем он стремится к освобождению от фрустрации» [2, с. 6]. Данное явление, на наш взгляд, не может иметь однозначную интерпретацию. Полагаем, что использование дневника Л. Н. Толстым для записи мыслей, а не для реакций на действительность объясняется желанием писателя не уйти от переживаний, а отразить свои воззрения на те или иные предметы. По нашим наблюдениям, тенденции к интеллектуализации дневника усиливаются с годами. Характер Л. Н. Толстого меняется: он становится более выдержанным. Кроме того, Толстой понимает, что дневник станет очередным его произведением, которое будут читать миллионы. Встречаются записи, отражающие мысли Толстого, что дневник стал формой его самовыражения для читателя, утратил признаки разговора с собой. Это подтверждает фраза: « Листок этот надо вырвать». (16 января 1900) [6, с. 10]. Толстой не хочет, чтобы что-то записанное стало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=