Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 93 criterion for a positive assessment should be, in his opinion, benefit for people, service to God. Tolstoy finds himself as a part of God, comprehends himself and his destiny as a manifestation of the supreme will. Tolstoy feels burdened by the high assessment that society gives him. The study reveals that the topic of self-identification through self-assessment continues in the diaries of this period. At the age of 72, Tolstoy demands self-improvement from himself. He positively assesses his moral activity. At the same time, Tolstoy gives a low assessment of his moral qualities. He is particularly negative about his youth. He explains this fact by the lack of moral support and the environment of immoral adults whom he imitated. To express this thought, he resorts to impersonal constructions , declining responsibility for what was happening. Tolstoy does not consider himself an evil person. Tolstoy believes that material well-being prevents him from being close and useful to people. He identifies himself as a financially secure representative of high society (and this strategy is qualified by Tolstoy as negative), thus he opposes himself to an ordinary person. Keywords: Leo Tolstoy, language, consciousness, linguistic personality, self- identification, self-identification strategy, autocommunication, diary, pragmatics. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-4-92-99 Дневник является одной из интереснейших форм коммуникации, поскольку в ней осуществляется передача информации самому себе. В зависимости от коммуникативных задач и сферы функционирования дневник может быть воплощён как литературный жанр, как официальный документ, фиксирующий какие-либо явления действительности, как проявление интимной, личностной коммуникации. В последнем варианте дневник становится отражением мыслей и чувств человека. Е. М. Криволапова отмечает: «Самым существенным для автора является первичное, эмпирическое восприятие действительности» [3, с. 200]. Подтверждение этой мысли находим в дневнике Л. Н. Толстого. 15 августа 1900 года он пишет: « Если хочешь узнать себя, то замечай, что ты помнишь и что забываешь. Если хочешь узнать, что считаешь важным и что нет, замечай, что забываешь, что помнишь» [6, с. 34]. Таким образом, дневник отражает всё самое ценное для человека в текущий момент времени. Дневник может быть свидетельством отдельного периода жизни личности, когда возникает потребность в объективации своих переживаний. В данном случае записи выполняют компенсирующую функцию. Дневник выступает как средство снятия психологического напряжения, облегчения страданий. Он может вестись на протяжении всей жизни. В этом случае его функции более многообразны. М. Ю. Михеев выделяет следующие: «функцию культурной памяти – дневник как механизм сохранения следов о событиях индивидуальной жизни; функцию завещания (обращение к воображаемому читателю, который непременно понимает автора дневника); релаксационно- терапевтическую функцию (дневник как средство снятия эмоционального или нервного напряжения); аутокогнитивную или социализационную функцию (перечитывая собственные дневниковые записи, человек способен осознать мотивы некоторых поступков, ведение дневника, как считается, концентрирует и ускоряет процесс извлечения опыта из потока жизни); культурно-игровую функцию: дневник как своего рода излишество, прихоть, которой мы занимаемся от нечего делать, когда больше нечем заняться» [4, с. 50]. Эти функции позволяют исследователям дать дневнику следующее определение:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=