Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 89 два больших центра. Далее от учителя к ученику от патриарха к патриарху от локации к локации прослеживаются «южная» и «северная» линии передачи. Учение распространилось в Бохае, Гуанчжоу, Еду, Ичжоу, Пинчэне, Сучжоу, Сюйчжоу, Цзиньчжоу, Цзянье, Чанъани, Шоучуне и других местах. В новых культурных средах и контекстах ченши-дзун получила множество оригинальных именований. Среди них: ЦЗЯМИН-ЦЗУН (кит. школа условных имен), ПЭН-МЭНЬ (кит. Сокровенное учение), СЯОШЭН-КУН-ЦЗУН (кит. школа хинаянской пустоты), ЧЭНШИЛУНЬ-ШИ (наставники чэн ши лунь) и другие. Последним патриархом ЧЭНШИ-ЦЗУН в Китае был Чэнь-су (572–643). После него школа на правах дочерней вошла в состав саньлунь-цзун обретя статус пропедевтической дисциплины. В Японию школа попала одной из первых в 673 году. Получив имя дзёдзицу она со временем стала считаться ветвью школы санрон. Повлияв на буддизм в Китае и Японии ченши-дзун явилась своего рода попыткой объединения тхеравады и махаяны, в этом были заинтересованы правители, заинтересованные в единстве буддизма с точки зрения идеологии и политики. След трудов теоретиков ЧЭНШИ-ЦЗУН прослеживается и в последующих попытках создать единую всеобъемлющую философскую систему, способную уравновесить её мировоззренческое влияние с конфуцианством и даосизмом. Заключение Исследование роли Шелкового пути в истории культуры показывает, что наиболее фундаментальное воздействие на культуры народов в нем участвующих связано не столько с товарно-вещным обменом, сколько с мировоззренческими диффузиями, с перенятыми смыслами и ценностями рожденными творческой активностью человека. Пример, распространения в Китае буддийских традиций тхеравады показывает, что развитие пришедших из Индии философских традиций и аскетических практик внесли ценный вклад в развитие китайской культуры. Своим акцентом на важности самосовершенствования и роста самосознания они впоследствии повлияли на формирование мировоззрения многих народов тихоокеанского региона. Литература 1. Чебунин А. В. Начальный период проникновения, распространения и китаизации буддизма в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2019. № 2. С. 20-30. 2. Дэ Тянь-минь. Люй-цзун гайлунь (Очерк [учения] люй-цзун). Байхуафань, 1969. 3. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. 4. Маслов А. А. Духовная культура Китая : энциклопедия. В 5 т. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. М.: Вост. лит., 2006

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=