Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 88 трансформации его психофизического состояния [7]. На этом пути к Пробуждению от «сна неведения» буддисту необходимы накопление мудрости, а также практика медитации и соблюдение обетов и предписаний. Среди семи основных типов медитации шамадха (практик, направленных на успокоение потока сознания), в школе отдавалось предпочтение сосредоточению на нирване, т.е. «чистому сосредоточению». Расцвет школы пришелся на времена династии Тан (618-907 годы). Однако к концу VIII века она прекратила самостоятельное существование став ветвью школы фасян-цзун. Передача в Японию оформилась в школу куся [8]. Школа ченши-цзун ( 成實 宗 ) Школа ченши-дзун известна также как 成實宗 , ЧЭНЛУНЬ-ЦЗУН , ЧЭН- ЦЗУН — «школа “[шастры] постижения истины”». Свое название она получила по названию канонического трактата, признанного её последователями опорой для достижения освобождения и просветления. Автор этого труда – Шастры о постижении истины (санскр. «Сатьясиддхи-шастра», кит. «Чэн ши лунь») буддийский мыслитель и подвижник Харивармана. Он родился в семье брахманов в конце третьего – начале четвертого веков. Упомянутый выше трактат – это его единственное дошедшее до наших дней сочинение. На китайский язык его перевел Кумараджива в 411-412 годах. В книге Хуй-цзяо «Жизнеописание достойных монахов» упоминается, что перевод этого текста был выполнен в монастыре Да-сы в Чанъани, по просьбе военачальников Яо- сяня и Яо-суна. С этим переводом все буддологи и знакомы, поскольку санскритская версия этого текста не сохранилась. Стилистически «Сатьясиддхи-шастра» напоминает Абхидхарму. Одна из ключевых обсуждаемых тем – пустота (санскр. шунья, кит. кун). В дискуссии о мире состоящим из дхарм (потока элементарных моментальных состояний), она признает пустотными лишь те, которые кажутся реальными и носят «условные имена» (кит. ЦЗЯ МИН). По сведениям С. Ю. Лепехова, только нирвана и рупа- дхармы (чувственно воспринимаемые) у Харивармана составляют «абсолютную истину», тогда как «относительная истина» состоит из психического мироощущения строго противопоставленного чувственному [см. 9]. Если в школе саньлун-цзун «две истины» признавались едиными, то в школе ченши-цзун относительная истина отбрасывалась, в момент достижения абсолютной. Анализируя ключевой текст школы, некоторые исследователи считают, что он «делает упор на колеснице шравак; другие же утверждают, что он соединяет колесницу шравак с колесницей бодхисаттв» [10, с. 35]. За сравнительно непродолжительное время самостоятельного существования (V–VII вв.) школа ченши-цзун пережила яркую историю. Линия её передачи хорошо известна специалистам. Своим первым патриархом они признают Кумарадживу. Далее через его учеников Тань-ину и Сэн-жую передачу получили Сэн-дао 导 в Шоучуне (современный Шоусянь в провинции Аньхой) и Сэн-сун в Пэнчэне (современный Сюйчжоу в Цзянсу). Они создали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=