Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 87 Дискуссии между разными направлениями школы ЛЮЙ-ЦЗУН дали толчок к развитию положений о внесущности обетов, безатрибутности передачи учения и т.д. [4, с. 320-322] В VII веке ЛЮЙ-ЦЗУН распространилась в Корее, там она получила название школа юльчон. В VIII веке слепой китайский монах Цзяньчжен стал основателем луй-цзун в Японии, известной как школа риссю. Что касается современного Китая, то здесь устав, сформированный в люй-цзун, принят в большинстве монастырей разных школ и традиций. Сегодня различают два направления практики этого устава. В одном делается упор на внешнее соблюдение дисциплинарных правил, в другом акцент смещен на медитативную практику и постижение через нее внутренних предписаний. Школа ЦЗЮЙШЭ-ЦЗУН ( 倶舍 宗 ) Цзуйшэ-дзун распространилась в Китае благодаря Сюань-цзану, известному путешественнику и потомственному философу-переводчику. Он провел в Индии 17 лет, получал наставления у многих учителей, обучался в знаменитом университете Наланда. Согласно традиции, в VII веке он доставил в Китай шестьсот пятьдесят семь текстов буддийского канона Трипитака. Созданная им впоследствии школа опиралась на третью корзину палийского канона – на Абхидхарма-питаку. Сюань-цзана больше всего вдохновляла энциклопедия индийского ученого Васубандху «Абхидхармакоша» [5]. Перевод этого труда и связанных с ним базовых текстов заложило основу для формирования школы цзуйшэ-дзун (школы абхидхармы), а Сюань-цзан был признан своими учениками её первым патриархом. В центре философского осмысления цзуйшэ-дзун находились дхармы (неделимые моментальные частицы, составляющие бытие). Взаимная причинность возникновения дхарм (санскр. пратитья-самутпада, кит. ИНЬ ЮАНЬ) и их взаимосвязанность это и есть разворачивающееся во времени реальность нашего феноменального мира. Все наши дела и вещи. В соответствие с подходами данной школы дхармы исследовались и детально классифицировались как реально существующие. Вслед за индийскими учителями китайские абхидхармисты различали дхармы «волнующиеся», т.е. «подверженные бытию» (кит. ВЭЙ ФА) и «не волнующиеся», т.е. «не подверженные бытию» (кит. у ВЭЙ ФА). Последние присутствуют «в общем потоке дхарм, но в создании «картины мира» не участвуют, поскольку не подвержены «быванию». В число У ВЭЙ ФА ВКЛЮЧАЛИСЬ также некоторые дхармы «подверженные бытию», а именно те, которые являются «носителями» положительных, с точки зрения буддиста психологических состояний, и в первую очередь религиозного прозрения [6, с. 697-698]. Волнение всех остальных «подверженных бытию» дхарм и есть причина страданий бренного мира. «Мерцающей» сансары движимой ежемоментными рождениями, пребываниями, изменениями и исчезновениями. Как и в большинстве школ тхеравады, цель буддийской практики в цзюйше-дзун – успокоение дхарм в потоке сознания практикующего. В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=