Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 86 индивидом уровней самосознания сротапанны (вступившего в поток), сакридагамина (возвращающегося в мир лишь единожды); затем уровня анагамина (невозвращающегося) и достижения архатства (персонального просветления). Прохождение этого пути в рамках данной традиции осуществляется благодаря медитации и выполнению свода дисциплинарных правил и распорядков, известных как Виная (поучений из первой корзины палийского канона Трипитака). Знакомство китайцев с Винаей и закрепленными в ней правилами пратимокша (санскр. то, что способствует освобождению) началось благодаря активности Дхармакалы. В середине III века он перевел на китайский язык трактат «Верность соблюдения обетов для множества монахов» (кит. Сэн ци цзе синь). В школе люй-цзун этого мастера и переводчика почитают как своего первого патриарха. К пятому веку индийцы Кумараджива, Дхармашастья и другие выдающиеся буддийские ученые и практики перевели на китайский язык «Четыре собрания Винаи» (кит. Сы фэнь люй), «Великое множество монашеских обетов» (кит. Мохэ сэн ци люй), «Пять разделов Винаи» (кит. У бу люй) и другие трактаты. Последователи школы Люй-цзун обобщили полученные знания и оформили их в детальнейший устав дисциплинарных предписаний. Он охватывает практически все аспекты жизни монахов, любого уровня посвящения, включая не только то, как и на что медитировать, но и то, что и как есть, как правильно сидеть, ходить, разговаривать и т. д. [2]. Кроме этого, они написали множество комментариев к палийским и санскритским текстам и адаптировали учения к китайской этнокультурной специфике. Среди собственно китайских трудов большую известность получил трактат Хуйгуана «Законы кармических обетов» (кит. Цзе мо цзе фа) ставший канонической базой школы ЛЮЙ-ЦЗУН. Известно, что уже восьмой патриарх ЧЖИ-ШОУ обучал последователей преимущественно по китайским текстам и комментариям. его ученик Дао-сюань (596 – 667) приглашенный к императорскому двору получил официальное признание как девятый патриарх. он завершил формирование школы, написав труды, уже отличающиеся от традиционной Винаи. Именно в этом адаптированном виде они и стали каноном не только школы Люй-цзун, но также повлияли на монастырские уставы других школ китайского буддизма в VII–XIII веках. Практика школы люй-цзун основывается на предписаниях, разъясняющих то, что надо избегать [3, с. 285-291]. В «Учении о запретах» (чжи-дзяо) число берущихся к выполнению обетов зависело от уровня посвящения. Мировоззренческая основа школы люй-цзун – «Учение о метаморфозах». Она включает в себя разделы о «пустотности» (СИН КУН), о «проявлениях пустоты» (сян кун) и о «милосердии и сострадании» (ЦЫ ЭНЬ). Предписания того, к чему следует стремиться и чего надо избегать касаются четырех сфер: «Дхармы» учений Будды; «предписаний о теле» нравственных установок; «предписаний о поступках» охватывающей практический аспект деятельности монаха; «предписания о проявлениях» выявление внешних свидетельств духовного роста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=