Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 85 повстречав, во время дипломатической экспедиции прекрасных коней в Ферганской долине, предложил императору У-ди обменивать их на шелк, с которым западные соседи небыли знакомы. Более важным для судьбы самой Поднебесной было то, что по проложенным маршрутам в Китай из Индии пришел буддизм, ставший, наравне с автохтонными конфуцианством и даосизмом, одной из основ китайской культуры. Итак, со II века до н.э. до XV века н.э. на дорогах Шелкового пути, перевалочных пунктах и рыночных площадях, на улицах процветавших городов и долгих караванных переходах, осуществлялся беспрецедентный транзит не только товаров, но этических и эстетических представлений, художественных и повседневных практик, ремесел, смыслов и ценностей. Шелковый путь без преувеличений обеспечивал беспрецедентную встречу народов и цивилизаций. Он расширял горизонты сознания, представления о мире, о людях, о времени и пространстве. Он отодвигал в неведомые дали мировоззренческие и символические горизонты. Известно, что буддизм, проникал в Китай по двум основным маршрутам. По сухопутному Шелковому пути, который пролегал сквозь страны Центральной Азии, а также по морю из Индии и Шри-Ланки. Уже во втором веке н.э. в Китае появился первый буддийский монастырь. Началась работа по переводу буддийских канонов, буддийских сутр, трактатов и комментариев на китайский язык [1, с. 20-31]. На протяжении многих веков китайская аристократия и даже императоры поддерживали переводческие группы, спонсировали строительство монастырей, некоторые из них и сами практиковали это учение. Рассматривая буддизм в его историко-культурных спецификациях мирового масштаба, исследователи, как правило, свидетельствуют, что в Китае получил распространение буддизм махаяны (санскр. большой колесницы / широкого пути). Однако это не совсем так. Хотя буддизм махаяны и оказался самой удачной для Китая формой бытования, в страну пришли передачи всех направлений буддийского учения, в том числе традиции ваджраяны (алмазной колесницы) и тхеравады / хинаяны (малой колесницы). В данной статье мы сделаем обзор тхеравадинских традиций, исследуем источники их появления и распространения, вспомним основные тексты, с которыми познакомились китайцы, концептуальную специфику, практики и другие особенности сложившихся школ люй-цзун, ченши-цзун, цзюйшэ-цзун. Школа люй-цзун ( 律 宗 ) Школа люй-цзун ( 律宗 «школа устава») известна также по названиям НАНЬШАНЬЛЮЙ -[ ЦЗУН ] («школа устава Южных гор») и НАНЬШАНЬ- [ ЦЗУН ] («школа Южных гор»). Сохраняя традиции раннего буддизма, она ориентирована на монашеский путь освобождения от страданий сансары. Достижение нирваны здесь мыслится как прохождение через этапы самосовершенствования практикующего. Последовательное обретение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=