Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 85 повстречав, во время дипломатической экспедиции прекрасных коней в Ферганской долине, предложил императору У-ди обменивать их на шелк, с которым западные соседи небыли знакомы. Более важным для судьбы самой Поднебесной было то, что по проложенным маршрутам в Китай из Индии пришел буддизм, ставший, наравне с автохтонными конфуцианством и даосизмом, одной из основ китайской культуры. Итак, со II века до н.э. до XV века н.э. на дорогах Шелкового пути, перевалочных пунктах и рыночных площадях, на улицах процветавших городов и долгих караванных переходах, осуществлялся беспрецедентный транзит не только товаров, но этических и эстетических представлений, художественных и повседневных практик, ремесел, смыслов и ценностей. Шелковый путь без преувеличений обеспечивал беспрецедентную встречу народов и цивилизаций. Он расширял горизонты сознания, представления о мире, о людях, о времени и пространстве. Он отодвигал в неведомые дали мировоззренческие и символические горизонты. Известно, что буддизм, проникал в Китай по двум основным маршрутам. По сухопутному Шелковому пути, который пролегал сквозь страны Центральной Азии, а также по морю из Индии и Шри-Ланки. Уже во втором веке н.э. в Китае появился первый буддийский монастырь. Началась работа по переводу буддийских канонов, буддийских сутр, трактатов и комментариев на китайский язык [1, с. 20-31]. На протяжении многих веков китайская аристократия и даже императоры поддерживали переводческие группы, спонсировали строительство монастырей, некоторые из них и сами практиковали это учение. Рассматривая буддизм в его историко-культурных спецификациях мирового масштаба, исследователи, как правило, свидетельствуют, что в Китае получил распространение буддизм махаяны (санскр. большой колесницы / широкого пути). Однако это не совсем так. Хотя буддизм махаяны и оказался самой удачной для Китая формой бытования, в страну пришли передачи всех направлений буддийского учения, в том числе традиции ваджраяны (алмазной колесницы) и тхеравады / хинаяны (малой колесницы). В данной статье мы сделаем обзор тхеравадинских традиций, исследуем источники их появления и распространения, вспомним основные тексты, с которыми познакомились китайцы, концептуальную специфику, практики и другие особенности сложившихся школ люй-цзун, ченши-цзун, цзюйшэ-цзун. Школа люй-цзун ( 律 宗 ) Школа люй-цзун ( 律宗 «школа устава») известна также по названиям НАНЬШАНЬЛЮЙ -[ ЦЗУН ] («школа устава Южных гор») и НАНЬШАНЬ- [ ЦЗУН ] («школа Южных гор»). Сохраняя традиции раннего буддизма, она ориентирована на монашеский путь освобождения от страданий сансары. Достижение нирваны здесь мыслится как прохождение через этапы самосовершенствования практикующего. Последовательное обретение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=