Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 84 Currently, a series of global transcultural projects related to the terrestrial, maritime, arctic, digital, etc. perspectives known under the general name «Belt – Road»; is being implemented. The basis of the modern grandiose infrastructural plans is the idea of reviving the Silk Road that has provided for more than one and a half thousand years the transit of goods, cultural practices, and the dissemination of meanings and values. The main acquisition for the Celestial Empire in this respect was, probably, the adoption of Buddhism. Although it is traditionally believed that in China mostly the Mahayana Buddhism was flourishing, it is not entirely true. The authors of the article are confident that China has received the full transmission of the Buddhist Dharma. This article examines the Theravada Buddhist traditions formed in frames of Lǜ zōng, Chéng shí zōng, and Jù shè zōng schools and subsequently transferred from China to Japan and Korea. The development of philosophical traditions and ascetic practices that came from India made a significant contribution to the development of Chinese culture. With their emphasis on the importance of self- improvement and the growth of self-awareness, they influenced the worldview of many peoples. The implementation of the new Silk Road ideas is not possible without taking into account the history lessons. Leafing through its pages, we see that the most fundamental impact on the cultures of peoples connected and developed through these ways was not the success of commodity exchange but ideological diffusion, adaptation of meanings and reappraisal of values. Keywords: China, the Silk Road, Buddhism, Lǜ zōng 律宗 , Chéng shí zōng 成實宗 , Jù shè zōng 俱舍宗 , cultural diffusion. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-4-83-91 Начиная с 2013 года инициатива «Один пояс – один путь» приобрела характер приоритетного проекта развития Китайской народной республики на международной арене. Данный проект призван стать драйвером развития входящих в него стран и разумеется самого Китая. За минувшие годы участниками этого проекта стало более полутора сотен стран Азии, Европы и Африки. В России «Инициатива Пояс-Путь» известна лишь в контексте геополитического и экономического дискурса. Про древний Шелковый путь, мы (в силу специфики наших школьных программ по истории) к сожалению, знаем куда меньше, чем про реформы Эхнатона, Крестовые походы, Нидерландскую революцию или абсолютизм во Франции. А ведь это важная часть, в том числе и отечественной истории. По территориям нашей Родины пролегали многие северные маршруты Шелкового пути. Немногочисленные исследования данной темы направлены на уточнение маршрутов, на выявление того: кто и чем торговал; кто у кого что перенял; посредничеством каких городов, языков и народов пользовался. Всё это без сомнений имеет большую историко-культурную ценность. Данные сведения показывают нам, в чём в те или иные времена те или иные народы испытывали дефициты, чем были соблазнены, чем были богаты и бедны, чем слабы и сильны. Древний шелковый путь Экономика и политика важные основы межкультурного взаимодействия. Это верно для разных эпох. Однако оснований этих недостаточно, для эффективного развития отношений между народами. Необходимо взаимодействие более широкого культурного плана. В дальнесрочной перспективе, для того же Китая более важным в межкультурных контактах оказалось не то, что, сановник Чжан Цян в 138-126 годах до нашей эры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=