Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 77 экономической деятельности, это подтверждается большим влиянием деятельности «Международного совета по исламским финансовым услугам», исламских финансовых институтов, шариатских советов [См.: 1]. Примером создания платформы краудфандинга для доступа к глобальному капиталу на условиях соблюдения требований шариата, этических и халяльных требований может считаться Maydan Capital Ltd. (Maydan, британская финтех-структура); 15) халяль-shop в интернет-пространстве. Данная индустрия представляет собой магазины (маркеты), лавки, рестораны, кафе, которые представлены в социальных сетях – Вконтакте («HALAL SHOP – Магазин мусульманских товаров»), Facebook (Halal shop. Розничная торговля – «Barhat. Natural cosmetics»), в интернет-пространстве и специализирующиеся на продаже и доставке продукции халяль (книги, одежда, мясо, еда, косметика, парфюмерия и т.д.); 16) сайты молельных домов, мечетей, медресе. Примером может выступать сайт молельного дома Местной религиозной организации мусульман города Тулы «НУР» (данный молельный дом позиционируется как мечеть, но находится в обычном здании по адресу: ул. Токарева, 87А, Тула, Тульская обл., 300020). Сайт Местной религиозной организации мусульман «НУР» дает информацию по расписанию намаза, о самом исламе, об основах вероучения, наиболее важная информация для верующих дается в вопросно-ответной форме, в том числе и по отношению ислама к террору, убийствам, нападениям, по бытовым вопросам и т.д. На сайте показаны фото и видео результаты благотворительной деятельности организации, проведения религиозных практик, празднеств, даны ссылки на мусульманскую литературу (цитаты аятов, хадисов), мусульманский магазин. Любой посетитель сайта может увидеть, в чем заключается деятельность организации, какие знаковые события происходят в жизни сообщества мусульман, получить информацию как связаться с имамом (муллой) для консультации по религиозным вопросам, авторизированный пользователь может оставлять свои комментарии; 17) в рамках все большего влияния на жизнь глобальной уммы онлайн пространства формируется «виртуальная умма», создаются объединения мусульман, складывается цифровая медиакультура мусульман, получает распространение такое явление как «народный иджтихад». Уже давно существуют онлайн-группы хаджа [См.: 19], происходит формирование благочестия, религиозного авторитета и «народного иджтихада» в интернет- пространстве и посредством него. Влияние социальных сетей намного возросло в период угрозы пандемии COVID-19 [См.: 12], так как они дают возможность каждому выражать свое собственное мнение, приводит «открытие врат» иджтихада [См.: 12]. Цифровизация ислама приводит к тому, что участие в жизни глобального мусульманского сообщества становится возможным для мусульманина в любом уголке земного шара. У мусульманина появляются новые возможности для легитимности своих высказываний, суждений, собственной интерпретации священных текстов ислама в интернет- пространстве, это приводит к «трансформации института религиозного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=