Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 73 мусульманскими активистами на безвозмездной основе на видеохостинг YouTube; 3) религиозные практики в онлайн режиме, посредством видеоконференцсвязи (ВКС) и мультимедиа - онлайн-джума, виртуальный хадж, виртуальная умра, виртуализация религиозных ритуалов («виртуальное жертвоприношение»). Рядом исследователей (С. А. Рагозиной, З. Р. Хабибуллиной) отмечается цифровизация отдельных религиозных ритуалов . С одной стороны, данный процесс цифровизации направлен на достижение простоты реализации практики, ее доступности, безопасности для мусульманина, в том числе в условиях угрозы пандемии COVID-19, с другой стороны представители уммы все активнее присутствуют в интернет- пространстве и реализация религиозных практик в ставшей привычной онлайн среде для них становится нормой. Уже созданы и активно используются информационные и обучающие программы для будущего паломника, для реализации религиозной практики (хаджа, умры) – программа «Виртуальный хадж» для паломников [3]; программа «Мекка 3D» [8]; Virtual Makkah [2]; проект «Miraj» [21]. Последняя программа вызвала особый интерес у Совета муфтиев в России, так как представляет собой обучающую программу для будущего паломника и не имеющую аналогов в мире. Данная программа реализуется на основе виртуальной реальности и 3D-технологий (VR-очки, обзор которых – 360 градусов), благодаря данному проекту человек может «подготовиться к совершению хаджа или умры, к святыням ислама» [21]. В рамках виртуального жертвоприношения интерес представляет обряд виртуального жертвоприношения барана, например, данная религиозная цифровая практика реализовывается Благотворительным проектом Исламского банка развития. З. Р. Хабибуллина отмечает: «За 410 реалов (около 80 евро) на официальном сайте проекта можно купить «виртуального барана» и таким образом совершить обряд жертвоприношения. Стоимость животного оплачивается через Интернет, затем производится его забой в соответствии со всеми предписаниями ислама. Данная услуга доступна для мусульман из любой страны мира в течение всего года» [18; 19]; 4) деятельность по оцифровыванию мест паломничества (умры, хаджа), значимых для мусульман объектов исторического и культурного наследия. Например, в цифровом формате (фото, видео, 3D, AR, VR- технологии) представлены виды и внутреннее пространство, архитектура Каабы, Мекки, мечети аль-Харам, мечети Купол Скалы, мечети Аль-Акса, мечети Бадшахи, мечети Имама города Исфахан в Иране [См.: 22; 14; 6; 10]; 5) распространение информации и функционирование туриндустрии в интернет-пространстве для предоставления услуг, помощи в реализации хаджа и умры, технологии безопасного хаджа. Это касается не только Саудовской Аравии, но и остальных государств, где имеется мусульманское сообщество. «Информация о паломничестве представлена практически во всех исламских медиа, на сайтах хадж-миссий, хадж-операторов, исламских интернет-форумах» [19]. Например, в Российской Федерации туры категории умра и категории хадж (в различных вариантов туристических пакетов, в том

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=