Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 71 В современном мире все большее влияние на все стороны жизни и деятельности человека оказывают процессы цифровизации. Само общество начинают обозначать как цифровое общество, проводятся исследования влияния цифровизации на общество, человека, культуру, образование, экономику и т.д. Цифровизация изменяет социальные практики, стимулирует появление и внедрение различных цифровых продуктов, IT-технологий. Происходит трансформация, адаптация, модернизация самого общества, культуры, ее институтов, например, религии, науки, образования. Для нашего исследования наибольший интерес представляет цифровизация, или как ее понимает Смирнов М. Ю., а вслед за ним Коноплева А. А. – «обнуление» [См.: 16; 7], в сфере религии. Цифровизация религии становится закономерным этапом развития религии в XXI веке. Данный этап приходит на смену таким доктринам, которые определили глобальное развитие мира, стали ответом на требования времени, как «модернизация, секуляризация, демократизация, права человека, мультикультурализм» [ 5 , с. 102]. Цифровизация религии приводит не только к трансформации, адаптации, но и к появлению новых функций, институтов, ролей, практик, феноменов, артефактов (цифровые продукты и IT- технологии), пересмотру важных компонентов религиозного комплекса при сохранении их «духовных, нравственных и социальных возможностей» [16], собственного своеобразия, уникальности «в фокусе глобального дискурса» [5, с. 93]. В условиях глобального мира любая религия, культ, религиозное движение дает свой ответ на вызов «цифровизации». Причем ответ дает не только сама религия, но и сообщество верующих, представителей той или иной религиозной культуры. Ислам, несмотря на тяготение к фундаментализму, защите традиции, оказался в большей степени открыт процессам цифровизации, внедрению в религиозную и повседневную практику цифровых продуктов и IT-технологий. С одной стороны, это связано с поиском исламом « собственной модерности » [5, с. 102] ( выделение курсивом наше – Е. Ч. ), с другой стороны с формированием такого явления как глобальная виртуальная умма (Л. Н. Додхудоева, А. Игнатович), в рамках которой религиозная идентичность формируется в киберпространстве и стремиться к большей индивидуализации мусульманина [См.: 5, с. 103]. Активная «кибержизнь мусульман», как ее определила в своих исследованиях З. Р. Хабибуллина [См.: 18], приводит к тому, что киберпространство (в том числе социальные сети (страницы, группы, блоги), мессенджеры, форумы, хостинги) становится источником, местом поиска информации о религии и вероучении, местом обсуждения спорных религиозных вопросов (в рамках которых активно участвуют «квир-сообщество мусульман» [12], «офлайн и онлайн-улемы» [12],), объединения сообществ верующих, реализации важнейших религиозных предписаний и т.д. Кибержизнь в сообществе мусульман реализуется неоднородно, но как отмечает З. Р. Хабибуллина, «нормой стало пользование Интернетом и социальными сетями во благо вероучения, однако есть и полярная позиция, призывающая отказаться от технических новшеств, тем самым сохранив «традиционность» [18]. Но даже традиционалистски, фундаменталистски

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=