Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 62 Прогностическая оценка перспектив цифровой танатологии в аспекте концепции инфосферы Л. Флориди Рассматривать проблемы цифровой танатологии в их этическом аспекте было бы логичнее, основываясь на тенденциях их развития, давая им прогностическую оценку, что вполне оправдано с точки зрения прикладной этики. Такой подход обусловлен следующими причинами: 1) смысл прикладной этики заключается в профилактике , предвосхищении возможных проблем; 2) очевидно, что дискурс о посмертном существовании не может состояться в обществе старой формации; само наличие такого дискурса уже говорит о том, что мы живем в изменяющемся мире, поэтому логично подойти к проблеме с позиций новых представлений об обществе. Автор концепции инфосферы Л. Флориди, называет свою теорию «проектом», что обосновано рядом объективных причин [14; 15; 16]. Во- первых, сама инфосфера, как новый тип информационного общества, на данный момент находится в процессе формирования, однако уже сейчас можно наблюдать тенденции ее дальнейшего развития; во-вторых, эти тенденции таковы, что становится очевидно – законы инфосферы будут трансформировать привычные социальные, культурные, антропологические, этические и ценностные основы мировоззрения, и общество пока не вполне готово принять эти трансформации. Под термином «инфосфера» исследователь понимает новый этап эволюции информационного общества, которое формирует новую форму бытия – бытие информационное, что заставляет пересмотреть общественные отношения и субъектов этих отношений. С этической точки зрения меняются представления о всеобщем благе, которые формировались со времен античной философии – так, всеобщим благом становится не благо общества (всеобщее благо), а благо инфосферы. Меняются и привычные представления о зле – зло, это все то, что препятствует благу инфосферы, негативно сказывается на ее развитии и расширении. Если традиционно смерть считалась результатом естественного или морального зла (moral and natural evil), то в условиях инфосферы возникает искусственное зло (artificial evil). Таким образом, физическая смерть может уступить свое место в иерархии «антиценностей» смерти цифровой, когда умирает «цифровая личность» (цифровой двойник) что в принципе изменяет иерархическую систему нравственных ценностей. Л. Флориди вводит термин «инфорг» - информационный организм – под которым понимается совокупность любой информации о личности (т.е. «биологическом агенте»), существующая в инфосфере. Важно и то, что концепция инфосферы меняет представления о моральных агентах – ими становятся не только люди, но и любые информационные объекты, поэтому предмет цифровой танатологии значительно расширяется [14; 15; 16]. Это определяет следующие этические аспекты цифровой танатологии в контексте концепции инфосферы: - важным станет вопрос о цифровой идентификации личности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=