Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 6 enlightenment. At the same time, the article emphasizes that this way of perceiving evil is possible and beneficial only for truly free and spiritually mature individuals. In conclusion, the author examines the features of Dostoevsky's Christian humanism, based on the ethics of the immanent comprehension of evil. Keywords: Dostoevsky, "The House of the Dead", "The Brothers Karamazov", the immanent comprehension of evil, the guilt of the good, the spiritual strength of the evil, Christian humanism DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-4-5-14 Проблема зла занимает центральное место в нравственно-религиозных исканиях Ф. М. Достоевского. И одной из важнейших ступеней этих исканий является опыт его «имманентного постижения» (Н. А. Бердяев), переживания и художественного преломления. Имманентное постижение зла означает возможность его познания изнутри его самого, из хаотических глубин человеческой природы. Как правило, мы познаем и оцениваем зло извне, с точки зрения отклонения человека от идеала добра, от социальных и юридических норм поведения. Для Достоевского же особый интерес представлял именно «имманентный» способ восприятия зла, позволяющий максимально глубоко проникнуть в духовный мир «падшего» человека. Достоевский обладал особым даром такого рода проникновения. По словам Вяч. Иванова, «его проникновение в чужое я , его переживание чужого я как самобытного беспредельного и полновластного мира содержало в себе постулат Бога… И то же самое проникновение в чужое я, как акт любви , как последнее усилие в преодолении начала индивидуации, как блаженство постижения, что «всякий за всех и за всё виноват», – содержало в себе постулат Христа, осуществляющего искупительную победу над проклятием одиночества, над миром, лежащим во грехе и в смерти» [9, с. 295]. Исследователи выделяют в творчестве Достоевского преимущественно три вида морального зла и соответствующие им пороки и грехи человека, к которым было приковано особое внимание писателя в его произведениях и размышлениях: «1) чувственно-витальное зло (любострастен и гнев); 2) душевно-рациональное зло (гордыня) и 3) духовно-волюнтаристское зло (уныние и отчаяние), проистекающие от «безверия воли» и чувства неисполненной любви, «соединенного с бессилием любить» [см. 5, с. 597-598]. Именно об этих видах зла и их имманентном постижении Достоевским и пойдет речь в статье. Как отмечает Н. А. Бердяев, отношение Достоевского к злу было глубоко антиномично. С одной стороны, Достоевский хотел познать зло в его социальных отклонениях, показывая зло как преступление против общества и личности. Человек, как существо свободное, ответствен за зло. «Зло должно быть изобличено в своем ничтожестве и должно сгореть. И Достоевский пламенно изобличает и сжигает зло. Это одна сторона его отношения к злу. Но зло есть также трагический путь, судьба свободного человека , опыт, который может духовно обогатить человека, возвести его на высшую ступень. Но этот путь восприятия зла опасен, он существует для подлинно свободных и духовно зрелых. От несовершеннолетних он должна быть сокрыт. И потому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=