Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 47 человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия… Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении» [17]. Также указывается на открытость Русской Православной Церкви «к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами…Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалоге». Церковь считает своим долгом «содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении» [17]. В Католической церкви среди многих документов, в которых рассматриваются проблемы экологии, можно отметить энциклику папы Франциска 2015 года «Laudato Si’» (О заботе об общем доме) [25]. Осмысление отношения разных религий к природе и экологической проблематике стало отдельным, активно развивающимся направлением исследований. Например, одними из самых известных западных ученых, занимающихся изучением отношения христианства и ислама к природе, являются, соответственно, С. МкФегью (Sallie McFague) и С.Х. Наср (Seyyed Hossein Nasr). С 1970-х годов развивается так называемая экологическая этика (environmental ethics), которая осмысливает моральные аспекты отношений человека и природы [40]. Экологическая этика исследуется и в сравнительном межрелигиозном контексте [42]. Концепции, рассматривающие экологическую проблематику как основу для межрелигиозного диалога, среди прочих, были предложены П. Книттером [36], Т. Берри (Thomas Berry) и А. Шалквиком (A. Schalkwyk) (концепция «экотеологии»), Д. Читамом [29]. Как бы ни осмысливались принципы партнерского диалога в экологической сфере, с общей его целью могут согласиться верующие разных религий – это содействие тому, чтобы экологическая ситуация была благоприятной, то есть чтобы люди перестали наносить вред окружающей среде, но бережно и ответственно относились к природе. Если попытаться конкретизировать возможные задачи межрелигиозного диалога в данной области, то можно выделить несколько направлений. Во- первых, это осмысление концептуальных оснований для сотрудничества, обсуждение их на различных межрелигиозных конференциях и озвучивание общей позиции по экологической тематике. Второй задачей является воспитание экологического сознания, популяризация экологической этики, ответственного отношения к окружающей среде. Священнослужители, руководители религиозных общин, начав уделять внимание обсуждению экологической проблематики среди своих прихожан, могут существенно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=