Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 46 Святейший Патриарх Кирилл говорил о важности нравственного воспитания личности и противодействия так называемому «секулярному» либеральному стандарту в области межличностных отношений. Распространение идеологии, предполагающей отсутствие объективного критерия добра и зла, понимание свободы как вседозволенности, по мнению главы РПЦ, является «кодом самоуничтожения» для человеческой цивилизации [11, с. 22]. Это убеждение связано с тем, что согласно христианскому учению, человек обладает падшей природой, поэтому игнорирование нравственных принципов и ограничений приведет к «раскрепощению страшной, разрушительной энергии человеческой страсти и человеческого инстинкта» [11, с. 10]. В условиях, когда «жизнь по законам страстей, жизнь на основе инстинкта», указывает Святейший Патриарх, «становится доминирующей темой современного искусства, литературы, СМИ, кинематографа, телевидения, рекламы» [11, с. 23] эта угроза увеличивается. Глава РПЦ утверждает, что наиболее острым конфликтом сегодня выступает не «столкновение цивилизаций», не антагонизм религиозных и национальных культур, не противостояние «Востока и Запада, Севера и Юга», а «столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями» [11, с. 157]. Патриарх Кирилл призывает религиозные общины к сотрудничеству с целью формирования совместного ответа на вызов «разрушения общественной морали», что может привести к самым печальным последствиям [12]. Итак, как видно из приведенных примеров, партнерский диалог в сфере «общество» может осуществляться в различных формах как на «высоком», институциональном уровне, так и на «низовом», а концептуальное осмысление оснований для сотрудничества может быть многообразным. 4. Сотрудничество в сфере «окружающая среда». Еще одним направлением межрелигиозного сотрудничества является экологическая проблематика. Партнерский диалог в этой области осуществляется, в том числе, в рамках участия религиозных общин в реализации Целей устойчивого развития ООН, которые включают в себя защиту окружающей среды [см. напр.: 18, 19]. Вообще, экологическая проблематика в последние несколько десятилетий прочно вошла в повестку межрелигиозного диалога на международном уровне. Например, одно из заседаний Совместной российско- иранской комиссии по диалогу «Православие-ислам», которое состоялось в Тегеране в мае 2018 года, было посвящено теме «Религии и окружающая среда» [5]. Русская Православная Церковь затрагивала тему экологии в отдельном параграфе Основ социальной концепции РПЦ (раздел XIII) 2000 года и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (2008) (раздел III.5). В 2013 году был принят отдельный документ, который целиком посвящен этой проблематике – «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [17]. В документе, в частности, говорится: «Все

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=