Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 44 различных межрелигиозных конференциях и форумах часто звучат призывы к сотрудничеству для утверждения ценностей человеческой жизни (священного дара жизни), прав человека, религиозной свободы, справедливости, традиционной морали, равенства, в том числе гендерного, толерантности, развития образования, преодоления расизма и социального неравенства. В XX веке получает распространение представление о том, что верующие должны заниматься не только своим внутренним миром, нравственным самосовершенствованием, но иметь «социальную» совесть, интересоваться общественной жизнью, трудиться во имя благополучия всех людей. Примером здесь может служить получившее широкое распространение в Латинской Америке во второй половине прошлого века движение «теология освобождения». В соответствии с этой концепцией, христиане должны бороться с несправедливостью в обществе, бедностью и другими формами социального зла, что может рассматриваться как добродетель и их религиозный долг как людей верующих. Подобные воззрения на религию создают благоприятную почву для развития партнерского межрелигиозного диалога. Существует множество различных подходов, отвечающих на вопрос, как и в чем религии могут и должны улучшать жизнь общества. В некоторых случаях сотрудничество верующих может выстраиваться вокруг конкретных злободневных социальных проблем. Например, в 1965 году в США около ста протестантских, католических и иудейских священнослужителей создали организацию «Духовенство, обеспокоенное Вьетнамом» (Clergy Concerned about Vietnam). Целью объединения было выражение протеста политике США во Вьетнаме. Когда названная организация начала принимать мирян, она была переименована в «Национальный чрезвычайный комитет духовенства и мирян, обеспокоенный Вьетнамом» («National Emergency Committee of Clergy and Laymen Concerned about Vietnam») [30]. Одной из проблем, на которую нередко предлагают обращать внимание в рамках современного межрелигиозного сотрудничества, является гендерное равенство. В частности, феминистская исследовательница Дж. Х. Флетчер считает, что изменения требуют некоторые аспекты религиозных традиций, «которые (вольно или невольно) оправдывают, поддерживают и увековечивают женоненавистнические практики» [31]. В последние годы имеет место практика привлечения религиозных общин к обсуждению возможностей внесения ими вклада в реализацию Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. Можно говорить, что эта тема прочно вошла в повестку межрелигиозного диалога на международном уровне. Программа ООН в области устойчивого развития содержит 17 целей, направленных на преодоление бедности, социального неравенства и угнетения, работы в области защиты окружающей среды [26]. В качестве иллюстрации одной из попыток концептуализации работы в указанном направлении можно привести книгу «Голоса религий об устойчивом развитии» («Voices from Religions on Sustainable Development») [44], издание которой было инициировано организацией «Международное партнерство в области роли религий в устойчивом развитии» [35]. Книга состоит из глав, в каждой из которой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=