Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 41 «Мир и согласие как выбор человечества» (2012); «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития» (2015); «Религиозные лидеры за безопасный мир» (2018) [24]. Подобные межрелигиозные мероприятия регулярно проводятся по всему миру. По мере развития миротворческого диалога все больше внимания начинало уделяться не только гармонизации отношений между верующими, но и их сотрудничеству в социальной сфере в более широкой перспективе. Как отметил П. Книттер, такой «диалог начинается не со взгляда внутрь ( within) религий, а скорее со взгляда за ( beyond ) них, на огонь человеческого и планетарного страдания, который жжет все вокруг нас» [38, p. 80]. В рамках партнерского диалога верующие могут сотрудничать в таких сферах как утверждение нравственных ценностей, социальная справедливость, интеграция мигрантов, защита религиозной свободы, вклад в процветание общества и пр. Итак, в полемическом и когнитивном типах диалога речь идет, соответственно о спорах, чья вера истинна и лучше, или о знакомстве, изучении представлений религий. Миротворческий и партнерский типы диалога выстраиваются вокруг обеспечения мирного сосуществования или сотрудничества верующих разных религий в социальной сфере. В миротворческом и партнерском диалоге в центре внимания находится не сопоставление разных религий как мировоззренческо-ценностных систем, а взаимодействие религий как социальных институтов, то есть вопрос о том, как сделать отношения между верующими людьми, носителями этих разных мировоззрений, более гармоничными и созидательными. В каждом из четерех названных типов диалога можно выделить разные виды. В данной статье будут рассмотрены основные направления и формы сотрудничества верующих разных религий в рамках партнерского межрелигиозного диалога. По мнению автора, целесообразным подходом для выявления видов и описания партнерского диалога является определение области, в которой верующие осуществляют сотрудничество. В этом контексте можно выделить три сферы совместной деятельности, которые можно условно обозначить как «человек», «общество», «окружающая среда». Первая сфера («человек») предполагает сотрудничество с целью оказания помощи конкретным группам нуждающихся людей. В центре внимание второго направления – вклад религий в построение справедливых, процветающих обществ. Сотрудничество в сфере «окружающая среда» посвящено экологической проблематике. 2. Сотрудничество в сфере «человек». Партнерский диалог может выражаться в сотрудничестве верующих, направленном на помощь людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Это может быть материальная поддержка малообеспеченных людей и лиц без определенного места жительства, помощь в больницах, детских домах или среди престарелых. На Западе подобные межрелигиозные волонтерские проекты весьма распространены. В качестве примера российского опыта можно привести акции сдачи донорской крови последователями разных религий,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=