Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 39 1. Типы межрелигиозного диалога. Понятие «межрелигиозный диалог» может использоваться для обозначения различных форм контактов между верующими [43, p. XII]. Автор предложил классификацию межрелигиозного диалога, которая комплексно и структурно описывает виды этого крайне сложного, многогранного феномена [13, 14, 37]. В рамках классификации предлагается различать четыре основных типа межрелигиозного диалога: полемический диалог, когнитивный диалог, миротворческий диалог и партнерский диалог. Полемический диалог, выражающийся в спорах, диспутах, апологетических сочинениях, был преобладающим в ареале авраамических религий до начала современного этапа межрелигиозного диалога, который начался в конце XIX века. В качестве примера полемического иудео- христианского диалога можно привести известные произведения святого Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем» (II век) и «Диспут НаХМаНиДа» (XIII век). Полемический диалог, предполагающий стремление «победить» оппонента в споре, продемонстрировать преимущества своей религии, мог провоцировать антагонизм и вражду. В связи с этим на современном этапе межрелигиозного диалога от такой полемической формы взаимодействия на официальном уровне, как правило, отказываются. Началом современного этапа межрелигиозного диалога принято считать Всемирный парламент религий, прошедший в Чикаго в 1893 году [38, p. 195]. Главной характеристикой современного этапа диалога является то, что верующие разных религий стремятся выстраивать, так или иначе понимаемые, позитивные, созидательные, гармоничные взаимоотношения. Причем это позитивное межрелигиозное взаимодействие не ограничивается отдельными, частными инициативами и встречами, а стало носить регулярный характер. Во второй половине XIX века появляется и набирает все большую популярность академическая дисциплина сравнительного изучения религий, одним из основоположников которой был Макс Мюллер. Широкое распространение начинает получать когнитивный межрелигиозный диалог, предполагающий изучение, уважительное знакомство с другими религиями. Установка на исследование представлений, познание другой религии позволяла сместить акцент с характерного для полемического диалога и зачастую становящегося конфликтогенным вопроса об истинности и спасительности религий. Когнитивный межрелигиозный диалог имеет разные виды. Наиболее характерными из них являются те, что в католический классификации обозначаются как «диалог теологического обмена» и «диалог религиозного опыта» («диалог духовности»). Теологический диалог ставит своей целью составление объективного представления о другой религии, получение необходимой для этого информации, устранение ложных стереотипов и предрассудков. Кроме этого, диалог теологического обмена включает в себя сравнение воззрений религий по разным вопросам (представления о Боге, о загробной жизни, грехе, душе, значении священных писаний и пр.). Такое знакомство с другой религией и сопоставление со своей верой, указывает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=