Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 33 negative подошел к общему делу преодоления греха, преображения и всеобщего спасения. Нельзя спасаться одному, можно спасаться только вместе с другими, через общее дело «со всеми и для всех» [10, с. 34]. Подобное мироощущение можно назвать «этикой сплочения», которая имеет свой исток и в исторических реалиях. Безусловно, социальные обстоятельства влияют на формирование подобного мирочувствия. Россия, с её извечными бедами и неустройством даёт основания для социального возмущения, которое приводит к идеям революционного переустройства общества. Такова линия революционного демократического лагеря, появившегося в XIX веке, для которой значимы лишь внешние политико- экономические факторы, имеющие временный характер. Но линия Достоевского, и стоящего за ним Гоголя совершенно иная: здесь зло имеет онтологическую природу, укоренённую в темных инфернальных пластах бытия, которая не может быть устранена лишь одним социальным реформаторством. Это утопия, классическое выражение получившая в русской социалистической идее. Разумеется, в них тоже есть своя правда, как отмечали русские философы Н. А. Бердяев. С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и другие. Но правда не вся, и поэтому возведение этого частного фрагмента в абсолют приводит к весьма драматичным последствиям. Платонов был безусловно подвержен всем этим революционно- утопическим идеям переустройства не только общества, но и всего мироздания научно-техническими средствами. Действительно, литературная критика и публицистика 1920-х годов полна этими идеями. Вот хотя бы один фрагмент из статьи «Ремонт земли»: «Если земля устала, истощилась – поправим её, отремонтируем, насытим новыми силами. …Наукой уже найдены прекрасные способы восстановления сил земли и даже увеличения их. Знанием человек обращает пустыни в хлебородные благословенные нивы, а нашу-то русскую и без того хорошую почву крестьянин, вооруженный наукой, обратит в великий источник питания человека, а через это и в источник всечеловеческой культуры, социалистической, которая нарождена нашей революцией. Для будущей богатой, напряженной, красивой жизни нужно много хлеба, много всего, что дает земля» [11, с. 591]. Но это было в самый ранний период его творчества, который уже окрашен в сильные нравственные тона. Что Платонова ранит больше всего? Несправедливость, нищета, несчастье, смертность. Всё это и есть горе как вещество жизни и его личной, и всеобщей. По мере его становления и развития, на момент написания «Котлована» и «Чевенгура» мировоззрение писателя существенно меняется. Уже не остаётся место радужно-утопическим проектам, связанных и научно-технократическим переустройством планеты, а всё более его сердце и мысли занимает экклезиастовские, трагические интонации. Горе уже не социально-историческая драма, которую можно исправить человеческими усилиями, но превращается в трагедию вселенского масштаба. С особой силой такое трагическое мирочувствие проявляется в военных рассказах Платонова. Конечно, можно сказать, что это вызвано как раз очень естественными причинами, связанными с войной. И это конечно так. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=